Праздник Пасхи — это
праздник благодарности, ведь именно благодарность лежит в основании
христианства. Быть благодарным — это талант, это особое помазание.
Неблагодарный человек не может быть христианином, как и неблагодарный
христианин незаслуженно носит это имя. Богу мы не можем воздать ничем,
поэтому и все наши жертвы Ему — "Твоя от Твоих”.
Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? — вопрошает Псалмопевец, и отвечает: Чашу спасения прииму и имя Господне призову (Пс 115:3–4).
Принять с благодарностью то, что подаёт нам Господь — вот наш труд и
наш подвиг и наша миссия. Отличие благодарного человека — способность
замечать чужой труд, чужую красоту, чужую любовь.
photosight.ru. Фото: Ураков Дмитрий
Этот дар может внезапно настичь человека, и он, как будто обретая
зрение, начинает видеть вещи, которых до того не замечал. Поэтому
благодарность лежит в основе и религии, и любви, и творчества.
Благодарность — это особое отношение человека к Богу и миру,
состояние открытости. Через благодарность исчезает отчуждение. Человек
благодарный открыт другому и поэтому через благодарность приобщается уже
не чужому труду, красоте и любви и радости. Радость даётся нам по
причастию к источнику радости через благодарность. Только благодарный
человек способен к подлинной радости. И наоборот, если этой радости нет в
жизни, значит причина тому — неспособность к благодарению,
невосприимчивость к любви Другого.
Какие бы милости Господь ни изливал на меня — единственные врата
радости, врата благодарности закрыты во мне и мною, я недосягаем для
радости. Поэтому мы и молимся перед Причастием: Возьмите врата, князи ваша, и возьмитеся врата вечная, и внидет царь славы (Пс 23:9).
Святитель Григорий Богослов
пишет: "Мы получили бытиё, чтобы благоденствовать”. Другими словами, мы
живём, чтобы жить и получать от этого радость. Господь создал человека
для того, чтобы он получал радость от того, что он делает.
Не удовольствие, а радость. Удовольствие сопряжено с эгоизмом,
радость — с благодарностью. Тогда не будет дерзостью сказать, что
радость и есть смысл жизни, и даже: радость и есть жизнь.
То, что максимально противостояло жизни — смерть, — побеждено
Воскресением Христовым, и потому радость Евхаристии, радость Жизни есть
радость Пасхи. Радость Пасхи — радость восстановленного, исцелённого и
цельного человека, радость бессмертия, бессмертия всего человека, а
значит и — радость тела.
Пасха возвращает нам радость тела. Она есть у детей. Когда мы видим,
как танцуют дети, как они бегают, дурачатся — это радость тела, присущая
только детям, далеким от парения похоти. Они живут в первый раз и ещё
недалеко отошли от начала жизни и не утратили возможности радоваться
телу, радоваться телом. Для взрослых чаще всего эта радость закрыта,
потому что с радостью тела в них спорит удовольствие плоти. Тело даёт
радость, плоть — удовольствие.
photosight.ru. Фото: Алёна Исаева
Радость тела открыта для девственников, живущих в благодарности и
благодарении, для целомудренных, но это только начатки, предвосхищения
той цельной радости всего исцелённого человека, которая возвращается
нам, возвращая нас в детство через Пасху.
Пасха — это радость тела, тела воскрешённого, обоженного, а значит,
пронизанного Божественным совершенством, Божественным блаженством и
Божественной радостью. Пасха возвращает нас в детство, а значит — к
самому Источнику Жизни, изобильному и неиссякаемому.
Только во Христе мы способны приобщиться подлинной радости. И эта
радость всё человеческое преображает и исцеляет, наделяет подлинным
цветом и звучанием. Поэтому только христиане способны чисто и светло
радоваться простым человеческим радостям. В отеческих книгах их называют
"утешениями”.
Принятое с благодарностью и благодарением доставляет подлинную
радость — радость уютного дома, теплой постели, радость конфет, хорошей
книги, удобной одежды и т. д. Подлинная радость освобождает от рабства
вещам и дарит вещи, освобождает от страха и учит радоваться Богу с
трепетом (Пс 2:11), освобождает от страстей и возвращает радость быть
человеком.
Бесценный и живительный дар Евхаристии,
"ложечка Жизни”, как говорят дети, доступен нам благодаря подвигу
Богочеловека. Бог-Слово приходит на землю, принимает в Свою Ипостась всю
полноту человечности — вочеловечивается, исцеляет человека в Самом
Себе, становится родоначальником нового, живого человечества и ветхого человека — трупоносца — насыщает Жизнью, приобщая его исцелённому и обоженному человечеству.
Это не просто повод для радости и благодарности, это и есть Радость в
её чистом виде. И сегодня мы принимаем эти дары Человеколюбца и всем
своим существом, душой и телом, сердцем и помышлением благодарственно
славим Того, Кто для нас есть истинное желание и неизреченное веселие и Кого ныне поет вся тварь. Аминь.
Источник: http://www.pravmir.ru |