С давних времён народ на Руси отмечает уход зимы и приход весны. Комоедица, потом Масленица. Название поменялось, но многие традиции остались.
Масленица — самый многодневный и один из самых древних праздников на Руси, сохранившийся ещё с языческих времён. До принятия христианства праздник назывался Комоедица — праздник пробуждения медведя, олицетворявшего бога скота Велеса. Отмечался он семь дней до весеннего равноденствия и семь дней после. Так, провожая зиму и встречая весну, на Руси отмечали Новый год.
И вплоть до XIV века Новый год начинался с марта. Впрочем, сам праздник был включён в перечень церковных, сокращён до одной недели и перенесён на более ранний срок — последнюю неделю перед Великим постом.
В начале Комоедицы на капище устанавливалось соломенное чучело Морены (Морана, Моржана, Мора) — богини плодородия и жатвы, олицетворяющей также смерть. В конце первой недели празднования соломенное чучело сжигали, приговаривая: «Морена загорела, всему миру надоела». Вместе с Мореной также сжигался весь ненужный, накопленный за год мусор. Смельчаки прыгали через костёр, а остальные водили вокруг него хоровод.
Солнце-дитя Коляда становился юношей Ярилой, и к нему обращались с просьбой сжечь все снега. С горы пускалось горящее колесо, олицетворяющее солнце. А после этого все шли «будить медведя». Самый крепкий парень в деревне изображал спящего медведя. Он не просыпался до тех пор, пока самая смелая девушка не сядет на него сверху и не попрыгает. Тогда медведь просыпался, что означало начало весны. После этого приход весны праздновали ещё неделю — хороводами, играми, обильным угощением и ритуальным поклонением богам и духам предков. В конце всего празднования люди дарили друг другу круглые пряники и говорили: «Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобой». Оставив всё плохое позади, люди начинали новый год.
Самым главным атрибутом Комоедицы были блины. Блины пеклись с начала празднования, и первый блин отдавали комам. Ком — древнерусское название медведя. Хозяйки относили блины к берлоге медведей, которые вскоре должны были проснуться от зимней спячки и, конечно, были очень голодны. Блины считались символом солнца — такие же круглые, жёлтые и горячие. Съедая блин, человек как бы съедает частичку тепла и могущества солнца.
Никакие изменения не заставили Русь отказаться от любимого народом праздника. Многие традиции и обряды перекочевали из Комоедицы в Масленицу.
Название Масленицы пошло из церковного календаря: в последнюю неделю перед Великим постом разрешается есть сливочное масло, молочные продукты, рыбу. Ещё эту неделю называют Сырной неделей. Главным же символом Масленицы стал главный атрибут Комоедицы — блины. Осталось и соломенное чучело, которое сжигают в конце праздника.
Постепенно изменился смысл праздника. В языческие времена он символизировал проводы старого года (зимы) и встречу нового (весны), а бурное веселье и безмерное чревоугодие — последними вольными деньками перед началом нового периода тяжёлых сельскохозяйственных работ. Теперь же — примирение с ближним и подготовку к тяжёлому испытанию духа и тела в Великий пост.
Сложился и своеобразный порядок празднования Масленичной недели, где каждый день стал отдельной частью праздника.
Первый день Масленицы — Встреча. На самом видном месте устанавливали соломенную куклу зимы, начинали печь блины, первый из которых отдавали нищим на помин усопших. Второй день называется «Заигрыши» — молодые люди катаются с гор и на санях. Среда получила название «Лакомка». В этот день принято ходить друг к другу в гости и угощаться блинами. Считается, что в этот день зятья должны прийти к своим тёщам с подарком. На четвёртый день, он же Широкий четверток, или Широкий разгул, начиналось массовое гулянье, праздник разворачивался во всю ширь. Шумные пирушки, катание с ледяных гор, карнавалы, кулачные бои и балаганы. Никто не сидит дома, все от мала до велика выходят на улицу и принимают участие во всеобщем веселье. На пятый день принято сжигать чучело зимы, но название своё «Тёщины посиделки» день получил от обычая зятьёв приглашать своих тёщ в гости и угощать их блинами. Шестой день — Золовкины посиделки. Невестки приглашали родственников мужа, угощали их и дарили золовке (сестре мужа) подарок. В современном мире, когда практически все в будни работают, сложилась другая традиция — приглашать всех родителей и родственников в субботу в гости.
Последний день Масленицы — Прощёное воскресенье. В этот день положено примириться со всеми близкими и попросить прощения. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения, после чего все верующие просят прощения друг у друга и в ответ на просьбу отвечают: «Бог простит».
Как только саму Масленицу не называют! Широкая боярыня, душа-Масленица, гулёна. Множество пословиц и поговорок родилось в народе в честь Масленицы: «Без блина не масляна», «На горах покататься, в блинах поваляться», «Не житьё, а масленица», «Масленица объедуха, деньги приберуха», «Не всё коту масленица, а будет и Великий пост», «Кому Масленица, да сплошная, а нам Вербная да Страстная!», «Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай без маслица», «Маслена не на век даётся», «Выпили пиво об Масленице, а похмелье ломало после Радуницы», «Это Масленица идёт, блин да мёд несёт».
Масленица всегда была любимым праздником на Руси. Народ уходил в загул так, будто это был последний праздник в жизни. Нередко сразу после праздника начинались траурные мероприятия по тем, кто не пережил широкого раздолья. Об этом свидетельствуют различные воспоминания. Например, англичанин С. Коллинз, служивший в середине XVII века врачом у царя Алексея Михайловича, писал в своих дневниках: «На Масленице, перед Великим постом, русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и на последней неделе пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своём». Побывавший в Москве в конце XVII века саксонец Г. Шлейссингер писал: «В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах, зазывают к себе гостей и упиваются мёдом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности». А датчанин П. Хавен, приезжавший в Россию в XVIII веке, отмечал: «Помимо различных игр, обычных на Масленицу, русские в эту неделю устраивают себе развлечение, которое чужеземным наблюдателям кажется более опасным, нежели весёлым».
Не зря Масленицу прозвали ещё и Разорительницей и придумали пословицу «Хоть с себя всё заложить, но Масленицу проводить». В праздничную неделю всё, говорившее о достатке семьи, выставлялось напоказ: угощения, наряды. Чтобы прокатиться на санях во всей красе, небогатые молодые люди брали напрокат шикарные шубы, за которые потом расплачивались бесплатными тяжёлыми работами. Девушки занимали украшения, также расплачиваясь впоследствии тяжким трудом. Многие копили весь год, во всём отказывая себе, чтобы с шиком спустить накопленное в праздничную неделю.
История сохранила рассказы о самых грандиозных и безумных празднованиях Масленицы. Наиболее впечатляющий праздник, пожалуй, устроил Пётр I. В 1722 году в честь Ништадтского мира из села Всехсвятского до Москвы на санях, запряжённых лошадьми, провезли русский флот. Лодки, гондолы, яхты и огромные корабли курсировали по улицам Москвы, вызывая удивление горожан. Это положило начало маскарадным шествиям. Каждый последующий правитель пытался перещеголять Петра.
Сейчас, конечно, такого размаха нет. Во многих городах в целях безопасности запрещены костры, нет маскарадных шествий по центральным улицам, кулачные бои проводятся с ограничениями, не строят специальные ледяные горки, не запрягают лошадей в сани. Да и современные люди всё больше по домам сидят, несмотря на официально проводимые гулянья в строго определённых местах.
Однако самое главное — блины. Почти в каждом доме, вне зависимости от верований, пекутся блины, приглашаются гости. Блинами угощают коллег. В каждом кафе и ресторане появляется особая, блинная страничка в меню, а блинная мука на несколько дней становится дефицитом — купить её удаётся далеко не в первом попавшемся магазине около дома.
Есть множество рецептов приготовления блинов. Толстые, тонкие, с начинками, с припёком. Но все они делаются из жидкого теста на раскалённой сковороде, смазанной жиром.
Вне зависимости от ингредиентов и способа приготовления теста, жарятся блины одинаково.
Разогреть сковороду, смазать её маслом или кусочком сала, налить в середину сковороды немного теста и, вращая сковороду, равномерно распределить его. Когда одна сторона подрумянится, перевернуть блин. Когда блин готов, его можно смазать сливочным маслом.
Рецепт 1. Дрожжевые блины
Традиционные русские блины делались опарным способом из дрожжевого теста, которое должно было подняться два-три раза.
Ингредиенты: 750 мл молока, три чайные ложки сухих или 25 г свежих дрожжей, одна столовая ложка сахара, 350―400 г муки, три яйца, 100 г сливочного масла или маргарина, соль. Получается 20―25 блинов.
Молоко нужно подогреть. Оно должно быть тёплое, но не горячее. В молоко добавить дрожжи и сахар, потом 200 г муки и перемешать. Поставить опару в тёплое место, можно в миску с тёплой водой. Опара должна подняться.
За это время отделить белки от желтков и желтки растереть с маслом. Желтки с маслом нужно добавить в опару и перемешать. После чего добавить оставшуюся муку и поставить в тёплое место ещё на час. Когда опара поднимется, перемешать и снова дать подняться. Так несколько раз. Взбить белки и добавить в тесто. Если тесто густое, то добавить ещё молока.
Можно жарить!
Рецепт 2. Тонкие блины
Ингредиенты: 2,5 стакана муки, 4―5 яиц, 100 г сахара, 200 г масла, 3―4 стакана молока.
Отделить желтки от белков. Растереть желтки с сахаром, понемногу вливая в полученную смесь молоко. Добавить соль и растопленное, разогретое сливочное масло. Осторожно всыпать муку и размешивают до получения однородной массы, чтобы не было комочков. После чего добавить взбитые белки.
Можно жарить!
Юлия Бурмистрова
Источник: http://www.chaskor.ru |