Суббота, 23.11.2024, 08:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Форма входа

Главная » Статьи » Духовность на практике » Дискуссия

К вопросу об исихазме
Данный материал размещен как приложение к теме, обсуждение которой начато на нашем Форуме "Дискуссионный клуб". Перейти к просмотру.

Что есть Патриарх – в переводе на русский язык слово означает "Управляющий отец" всего священства. Где каждый священник – пастырь своей паствы. С возникновения Руси управление семьями, родами, племенами вели отцы, старшие в семье, роду, племени. С приходом православного христианства эту ведущую роль в племени, пастве занял пастырь, поместный священник, который крестил новую жизнь, освящал бытие (и работу и отдых), мирил, отпускал грехи, благословлял на дело, венчал, отпевал и прочая и прочая. А в трудное время смут и междоусобиц, вражьих захватов и битв, вставал в первых рядах, подавая пример всему народу своей твердостью и верой в победу Православия.

Примеров тому несть числа. Здесь и подвиг монахов Осляби и Пересвета с благословения преподобного Сергия Радонежского в Куликовской битве, их героическая гибель, положившая начало победы русского народа. Здесь и подвиг архиепископа Симеона в 1418 году остановившего междоусобную битву новгородцев на мосту через Волхов. Здесь и инок Алексий, святой благоверный князь Александр Невский и словом, и делом и силой оружия, многократно спасавший Святую Русь, вставший первым на ее защиту. А сколько еще чтят в народе пастырей и батюшек, которые первыми были и с хоругвью и с мечом во вражью угрозу, первыми были на пожарах и наводнениях в помощь своей пастве, всему народу, главными чудотворцами и целителями болящих и немощных по образу преподобного Серафима Соровского. И это все, вместе с учением и воспитанием с первых начальных лет жизни по правилу "Без Бога не до порога!", участие мудрых наставников и проповедников веры Православной во всех делах семьи, рода, племени, всего народа, во всех заботах, в самой жизни общества, государства: - вот, что действительно крепит дух, дает силы духовным традициям в народе.

Именно это крепит национальное достоинство и самосознание русского православного человека. И приходится горько сожалеть, что разные негативные примеры, типа: - предателя Гапона в 1904 году организовавшему убойное шествие рабочих к Зимнему, расстрелянных 9-го января; - трусам и расстригам, отступникам и раскольникам; как может крепить веру Православную поступок архипастыря, который в дни противостояния собратьев, уходит от ответственности сказавшись больным, бросив сынов одного племени на кровопролитную схватку? И надо признать, что за таким служителем церкви идти не следует.

Церковь и религия – не одно и то же. И если в душах смертных народа русского до революции Православная вера и религиозность была в абсолютном большинстве, то национальные катаклизмы, Гражданская война и безбожие, к тому же и воинствующее, постарались все духовное уничтожить. Несмотря ни на что, на генном уровне Православие в каждом русском живет и есть сила духовных традиций, но призвать ее к единству могут только благолепие и благоденствие каждого жителя России хотя бы на уровне жизни 1913 года в мирном труде на благо счастливого здорового детства с охраной от всяческих напастей мощной армией и могущественным флотом, с любовью и благодарностью к Прародителям и Господу Сотворителю и Создателю.

В это время, могут спокойно, избранные сыны России, знающие и чтущие Православие и Русь Святую, и миряне, и Святые отцы, становиться молчальниками и затворниками, с любовью и с прикровенным следованием учению в верности Богу, Православному Христианству и Отечеству.

Светлая память обо всех молитвенниках, преподобных и благоверных мучениках и героях земли русской, тысячелетней историей, утверждающей силу любви в доброй красоте мирного труда во Славу Господа Вседержителя и Святого Животворящего креста – Символа Мироздания!

Но сейчас, когда жизнь постоянно дорожает (и дело не в кризисе), когда стариков лишают льгот, когда на троих рождающихся – пять умирают, когда каждый пятый взрослый лишен работы, а трое из оставшихся не знают доживут ли до пенсии, когда повсеместны разбой и насилие, какой бы сферы деятельности мы не коснулись – медицина, торговля, сельское хозяйство, рыболовство, машиностроение, образование и т.д. и т.п. Вот где роль Архипастыря со всей его армией священнослужителей. Вот что дает крепость духовному развитию и поголовному воцерковлению.

А пока имеем, что имеем. Примерно около 6% населения государства посещают Храмы Господни. И если принять эти 6% за 100, то из этих 100% только 10-15% являются воцерковленными. И это в стране, где Православных 73% (потенциально). Неверующих и колеблющихся 18%. Других вероисповеданий 9%.

Строить Храмы и монастыри можно и больше, но верующим приходится внимательно наблюдать и методом проб и ошибок находить того батюшку к которому располагает душа, разум и Вера Православная живущая в нас.

Редко встречающееся слово исихазм греческого происхождения и означает "покой", "безмолвие", "отрешенность". В теософии есть целокупное учение-действие, направленное на стяжание Святого Духа и обожение души и тела. Высочайшей целью исихазма является преображение и обожение всего человека по образу воскресшего Иисуса Христа. Исихасты учили, что неизреченный Логос, Слово Божие постигается в молчании. Созерцательная молитва, отказ от многословия, постижения слова (смысла) в его глубине – вот путь познания Бога, который исповедуют учителя исихазма. В центре исихастского молитвенного действа стоит призывание имени Господа, ибо так сказано в Священном Писании: "Всякий, кто призовет имя Господне, спасется".

Именно в форме так называемой Иисусовой молитвы исихастская традиция получила распространение на Руси. Большое значение для исихастской практики имеет созерцание Фаворского света – того света, что видели апостолы во время преображения Господа Иисуса Христа на горе. Через этот свет, нетворный по своей сути, подвижник входит в общение с Непостижимым Богом. Исполняясь этим светом, он приобщается божественной жизни, преображается в новую тварь.

"Человек не может стать Богом по природе, но может стать Богом по благодати" – утверждали исихасты. Обожение и есть конечная цель всякого духовного делания.

В первой половине XIV века основные теоретические положения исихазма были обоснованы в сочинениях Григория Синаита, Николая Кавасилы и, в особенности, Григория Паланы – создателя фундаментального учения о сообщаемости Божественных энергий, которое имело чрезвычайное значение для аскетической практики. К последователям исихазма на Руси принадлежали прпп Сергий Радонежский, Нил Сорский и другие подвижники, пустынники, отшельники и пещерники, а также все прочие затворники уходящие от бренного мирского бытия, в мир молитвенного бдения, всяческого воздержания и святости.

Действительно пример преподобных старцев, молитвенников и затворников способствовал бы укреплению духовных традиций. Но следует признать и другое, что при существующем положении безмолвие и отрешенность, молчание и обращения не о помощи в делах, а лишь спасении души безропотное существование в быту все более и и более затруднителен для жизни. В этом случае следование положениям статьи С.Батчикова, может иметь самые пагубные последствия.

О каком Взрослении "России следует говорить сейчас, когда все последние десятилетия, все более сильная охрана требуется святым храмам, на церковных дверях появляется табличка "закрыто", а наши начальники и чиновничество, с которых невольно берут пример не знающие и колеблющиеся, - крестятся косым или перевернутым крестом, что говорит об отсутствии элементарной православной культуры, одновременно сеющих и множащих, тем самым, бесовщину и сатанизм.

Георгий Возлинский.

Редакция предоставляет на рассмотрение читателям два рассуждения о проблеме силы духовных традиций и будет благодарна за отклики по затронутой теме.

Share |
Категория: Дискуссия | Добавил: Сталкер (17.03.2009)
Просмотров: 1616 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
В этот день
Сегодня материалов нет.

Мини-чат
200

Поиск

Статистика

Copyright MyCorp © 2024