Святой Серафим Саровский является одним из самых популярных и почитаемых святых Православной церкви. Сотни престолов освящены в честь русского святого не только в России, но и во всём мире.
Ежегодно десятки тысяч паломников приезжают в село Дивеево Нижегородской области, где в Свято-Троицком соборе пребывают мощи святого.
В архивах монастыря хранятся множество документально зафиксированных свидетельств о чудесах, произошедших по молитвам преподобного Серафима Саровского.
Исцеление от чудотворной иконы
Прохор Мошнин (имя Серафим он получил при монашеском постриге) родился 19 июля 1759 года (по некоторым источникам, 1754 года) в семье курского купца Исидора Машнина (так писали свою фамилию купец и его сын), занимавшегося строительными подрядами. Отец рано умер, и вдова стала вести его дела, воспитывая двух сыновей в глубокой вере и в трудах. В числе важных строек была колокольня большой Сергиево-Казанской церкви. Однажды мать для надзора за работами поднялась на строящуюся колокольню с семилетним Прохором. Оступившись, он упал с высоты прямо на камни, но остался жив и невредим.
Когда Прохору было десять лет, он тяжело заболел, и когда уже не было надежды на выздоровление, видел сон, в котором Пресвятая Богородица обещала посетить его и исцелить. Вскоре сильный дождь заставил крестный ход с иконой Знамения Божией Матери идти через двор Машниных, и мать вынесла больного сына приложиться к чудотворной иконе. Мальчик выздоровел.
Паломничество
Прохор, решив стать монахом, ходил паломником в Киев, и там прозорливый старец Досифей благословил его идти в Саровскую пустынь. Получив материнское благословение, юноша 20 ноября 1778 года пришёл в Саров и восемь лет был послушником. Сначала — келейником, учась исполнять монашеские правила и уставы; потом добавились послушания в хлебне, просфорне, столярне, послушания будильщика (созывать братию к ночной службе) и пономаря.
В 1780 году он тяжко занемог, врачи не могли помочь, определяя водяную болезнь. Три года он почти не мог вставать, но неожиданно выздоровел (позже он открыл, что был исцелён после явления ему Пресвятой Богородицы). На месте больничных келий строили новую больницу и при ней церковь и Прохору поручили сбор денег на строительство. Он собрал пожертвования в разных городах, был и в Курске, и брат Алексей весьма помог. Вернувшись в Саров, Прохор, искусный столяр, сделал для больничной церкви в честь преподобных Зосимы и Савватия престол из кипарисного дерева.
Постриг и затворничество
19 марта 1785 года послушник Прохор был пострижен в рясофор с именем Серафим, что означает «пламенный». В 1787 был рукоположен в иеродиакона, а в 1793 году — в иеромонаха. С этого времени он практически всё время посвящал богослужению и молитве.
От непрестанных молитв в келье и стояния на службах в церкви у него распухли ноги, на них открылись раны, что лишило его возможности служить. И он просил у настоятеля Пахомия благословения удалиться не в больницу, а в лесную келью.
В пустынной келье о. Серафим жил в трудах, с чтением, молитвой и постом. Сначала он брал в монастыре по воскресеньям хлеб и часть его уделял животным и птицам. Летом выращивал на устроенных рядом с кельей грядках картофель, свёклу, лук и собирал и варил траву — снить.
Совсем перестав брать хлеб из обители, он жил так более двух лет. В сентябре 1804 года на него напали, требуя денег. О. Серафим, несмотря на болезни, был силён, при нём был топор, но он не стал обороняться, решив претерпеть. Его избили и изувечили так, что он на всю жизнь остался согбенным. Но святой простил преступников и просил не преследовать их.
О. Серафиму дважды предлагали стать настоятелем, но он отказался и остался жить в лесной пустынке, приняв молчальничество. Ночью он по примеру древних столпников молился на большом камне в глухом лесу, а чтобы так же тайно усиленно молиться днём, у него был камень и в келье. Этот молитвенный подвиг он нёс тысячу суток — почти три года. От таких трудов он совсем занемог, и весной 1810 года, после 15 лет пустынножительства, вернулся в обитель и получил благословение настоятеля затвориться в прежней своей монастырской келье.
В 1815 году о. Серафим прекратил затворничество и почти 17 лет был доступен тысячам людей, приходивших к нему за утешением, наставлением и исцелением. Сохранились рассказы его современников об этих беседах и совершавшейся чудесной помощи. Помощь болящие получали и искупавшись в обустроенном батюшкой источнике.
Исполняя обещание, данное настоятелю Пахомию, о. Сарафим заботился и о Дивеевской сестрической общине. Скончался он в 1833 году в возрасте 78 лет во время коленопреклонённой молитвы и был погребён на указанном им заранее месте.
Обретение мощей преподобного о. Серафима
Исцеления и чудесные случаи помощи обратившихся к Преподобному продолжали происходить в течении 70 лет; свидетельства о них направляли в особую комиссию, были произведены разыскания, и мощи святого были обретены. В августе 1903 года в Сарове при огромном (более 100 000 человек) стечении народа и при участии царской семьи мощи Серафима Саровского в раке торжественно поместили под сень в Успенском соборе монастыря.
Преподобный Серафим предсказывал, что будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. До революции это казалось совершенно невозможным: разве саровские монахи отдадут свою святыню? Но это сбылось. В «пятилетку безбожия» большевики разогнали монастырь, изъяли мощи и увезли, и след их был потерян.
В ноябре 1990 года мощи батюшки Серафима были вновь обретены в Санкт-Петербурге, а в июле 1991 года торжественно перенесены в возрождавшийся Дивеевский Свято-Троицкий женский монастырь. Вернуть их в Саров было невозможно: здесь теперь расположен закрытый город и Ядерный центр, а в 1991 году не было даже храма. Ныне тысячи паломников приходят в Дивеево поклониться батюшке Серафиму.
Торжества в честь 111-летия прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского состоятся 1 августа 2014 года.
Феномен почитания преподобного Серафима
За годы отшельничества и затворничества Серафим Саровский преодолел все ступени человеческого совершенствования, демонстрируя при этом образец целомудрия, бдения, поста, непрестанной молитвы, кротости, смирения, послушания, совершенного незлобия. Ещё при жизни в обитель Серафима Саровского стекались люди со всей России, чтобы услышать его наставления относительно духовной жизни и получить совет.
Всю жизнь Серафим Саровский стремился подтвердить истину, что никто из нас не спасается в одиночку. На Западе среди покинувшей Россию интеллигенции он стал любимым святым.
В Греции его иконы можно увидеть в каждом храме. Монастыри наполнены молодыми монахами и монахинями, которые носят его имя. Многие верующие на Западе видят в нём своего покровителя и заступника. Его состраданием, сердечной теплотой и общением с самыми разными людьми при жизни восхищаются многие современные христиане.
Елена СЛОБОДЯН