Времена меняются, наша картина мира становится иной. Новые знания о
природе и человеке меняют общественную мораль, отношение ко многим
проблемам. Но любое общество — стабильная, консервативная система, любые
нововведения, новые взгляды приживаются с трудом, вынуждены пробивать
себе дорогу через косность обывательского мышления. Гелиоцентрическая
система Коперника, теория эволюции Дарвина, учение Фрейда о
бессознательном — все революционные идеи были приятны обществом в
штыки, казались ересью, покушением на привычный порядок. Так и сегодня,
распространение идей гуманного отношения к животным встречает большие
трудности.
Первобытные люди не считали людей из другого племени подобными себе, воспринимали как врагов, как пищу.
Древние народы, уже переставшие поедать себе подобных, тем не менее не
считали чужестранцев людьми и обращали в рабство. Жизнь раба, его
страдания от тяжелой работы, физические и моральные издевательства
хозяев — все это считалось очень долгое время естественным порядком
вещей. Рабство сменило крепостное право, крепостные кланялись своему
барину, дворяне кланялись царю. Феодальные порядки были освящены
церковью, люди были уверены, что они даны самим богом. Индийская
кастовая система, непререкаемый авторитет старших в конфуцианстве — все
это казалось незыблемым. Еще 100 лет назад женщины не имели
избирательных прав, не могли получить доступ к образованию, и общество
было искренне уверено, что женщина — глупее мужчины от природы.
Стоит только начать разговор о правах животных, как на тебя начинают смотреть как на идиота,
как будто бы ты сказал, что Земля — плоская. Какие права? Животные
испокон веков использовались людьми в целях питания, как рабочая сила,
для развлечения. Надо жить как деды жили! У людей есть разум, а у
животных нет, они ничего не понимают, потому мы имеем полное право
эксплуатировать их в своих целях. Но как же современные исследования,
что говорит наука? А что если…
Животные имеют сознание. В июле 2012 года 25 ведущих специалистов в области нейронаук опубликовали на международной конференции в Кэмбридже декларацию, в которой говорится, что нейронауки развиваются таким образом, что
исключать млекопитающих, птиц, и многих других животных из категории
существ, обладающих сознанием, далее невозможно. Почетным гостем
конференции был Стивен Хокинг.
Один из организаторов встречи, Филип Лоу (Philip Low), получил
докторскую степень в институте Солка за разработку алгоритма, решающего
давнюю проблему анализа мозговых волн, изменившего наше понимание
мозговой активности в состоянии сна и бодрствования у людей и других
видов животных. Работы ученого отмечены наградами различных организаций,
включая Национальный научный фонд США. Чтобы вывести свои инновации на
рынок, он учредил совместно с несколькими нобелевскими лауреатами
компанию беспроводной нейродиагностики NeuroVigil.
«Мы больше не сможем сказать, что мы этого не знаем», говорит Филип Лоу. Нейрофизиолог
объясняет, почему ученые объединились для подписания декларации,
признающей существование сознания у всех млекопитающих, птиц, и других
живых существ, таких как осьминог, и как это открытие может повлиять на
общество.
- Исследования поведения животных показали, что у них есть определенная степень сознания. Что говорит об этом нейронаука?
- Мы обнаружили, что структуры которые отличают нас от других
животных, такие как кора головного мозга, не отвечают за проявления
сознания. За это отвечают другие области, и они схожи у людей и
животных. Мы заключаем, что эти животные также обладают сознанием.
- У каких животных есть сознание?
- Нам известно, что у всех млекопитающих, всех птиц, и
многих других существ, таких как осьминог, есть нервные структуры
порождающие сознание. Это означает, что эти животные страдают. Это
неудобная правда: всегда проще сказать, что у животных нет сознания.
Теперь мы имеем группу уважаемых представителей нейронаук, изучающих
феномен сознания, поведение животных, нейронные сети, анатомию и
генетику мозга. Вы больше не можете говорить, что мы этого не знаем.
Наличие сознания у животных — научно доказанный факт.
Да, они не имеют разума, никогда не освоят таблицу умножения, не
напишут стихов. Но эмоциональная жизнь животных богата и разнообразна,
они чувствуют боль и страх, радость и горе, могут быть счастливыми и
несчастными. Дети до трех лет тоже не блещут разумностью, едят
собственные экскременты, не понимают элементарных норм человеческого
общежития, но никому же не приходит в голову употреблять их в пищу или
использовать в качестве сырья?
Человек, знающий о наличии у животных сознания и развитой нервной системы стоит перед этическим выбором
— допустимо ли эксплуатация сознательных существ, по сути обращение их в
рабство? Этично ли жить по праву силы? Мы погружены в мир двойных
стандартов, детям внушают, что обижать слабых нельзя. Но при этом
человек, могущество которого несоизмеримо выше — эксплуатирует и убивает
миллионы животных. Заведомо слабых по сравнению с ним. Не обижай
младших, уступай место пожилым и инвалидам, посмотри какой милый кролик,
а что у нас сегодня на ужин? Курочка!
Это бред шизофреника. Люди массово убивают животных,
при этом постоянно умиляются в зоопарках, смотрят телеканалы вроде
Animal Planet за ужином, состоящим не менее чем наполовину из продуктов
животного происхождения. Лицемерие или глупость?
Привычка для многих важнее истины. Отказ от эксплуатации
животных принес бы в общество куда более здоровый климат, были бы
закрыты тысячи вредных производств, таких как зверофермы и
мясокомбинаты.
На производство мяса затрачиваются огромные ресурсы:
- 90% зерновых культур в разных странах идет на корм животным.
- От 60 до 80% овощей идет на корм животным.
- Для получения 1 кг говядины расходуется 10 кг зерна, свинины 9,2 кг
зерновых и других культур, а для выращивания 1 кг мяса птицы — 3 кг
зерна.
- От каждых 10 килограммов зерна, скормленных животным, получаем лишь 1 килограмм мяса — все остальное перерабатывается в навоз.
- До 90% процентов пресной воды на планете используется на нужды сельского хозяйства.
- На орошение пастбищ требуется в 12 раз больше воды, чем на выращивание овощей.
- Производство 1 килограмма пшеницы обходится в 0,5 кубометра воды, а 1 килограмма мяса — в 5 кубометров.
- Отходы жизнедеятельности животных, антибиотики, гормоны, химикаты
для выделки шкур, удобрения и пестициды для опрыскивания полей — главные
загрязнители воды.
Мясо-молочная индустрия затрачивает огромные средства на рекламу своей продукции,
на поддержание в культуре образа мяса и молока как продуктов вкусных,
полезных, престижных и безусловно естественных для питания человека.
Голоса ученых антропологов, биологов, диетологов, посмевших усомниться в
священном постулате не слышны в потоке лживой пропаганды. Вегетарианцы и
зоозащитники выставляются чудаками, сектантами, кем угодно, но только
не здравомыслящими людьми, которыми они являются на самом деле.
А как же Лев Толстой? Может было бы лучше, если школьники вместо зубрежки «Войны и мира» усвоили всего лишь одну его цитату?
- Добродетель не совместима с бифштексом.
Нет. Мы так привыкли, нам так удобно. Удобно болеть
раком, страдать от ожирения и атеросклероза? Непривычно и неудобно — это
две большие разницы. Мещанский консерватизм, боязнь выйти за рамки
привычных схем — вот главные причины, почему люди продолжают отравлять
себя и планету продуктами эксплуатации животных.
О моральных последствиях всемирной бойни и говорить нечего.
Ребенок, которому ничего не будет за издевательство над котенком
переходит опасную черту. Кто сильнее — тот и прав, вот что становится
его лозунгом, жизненным принципом. И нечего потом удивляться бытовому
насилию в большинстве семей, нечего удивляться бытовому расизму и
ксенофобии. Признание всех сознательных существ себе подобными,
признание их безусловного права на жизнь и благополучие — вот базис
мирного сосуществования людей. Сегодня ты убил собаку, а что, ведь она
глупее меня. Я Человек — мне можно! А завтра мы опять начнем считать
евреев, негров, китайцев — ниже себя. Ведь среднестатистический
россиянин так и думает в глубине души. Наше общество проникнуто
насилием, ненавистью, самоутверждением за счет тех, кто физически
слабее. Охота и рыбалка — одни из главных забав русского мужика. Ведь
где еще он может почувствовать себя господином, царем и богом, как не
охоте. Выпить водочки и пальнуть из ружьишка по беспомощному зайцу или
утке — вот он Я! Сверхмужик, блеать! Добытчик! Победитель! И ничего, что
в повседневности такой человек боится сказать правду в глаза
начальнику, жене и даже своим детям…
Биофашизм: признание за человеком безусловного права
насиловать и уничтожать всех остальных животных есть одна из
психологических причин фашизма в человеческом обществе.
Признание права животных на жизнь и благополучие
может совершить революцию в обществе. Отказ от убийства миллиардов живых
существ ради собственных вредных привычек и прихотей существенно
улучшит моральный климат. Чувство ответственности за чужую жизнь, за
будущее планеты Земля — даст свои плоды. Общество может и должно понять,
что главной целью жизни является не бездумное, неограниченное
потребление, а сама жизнь во всех ее проявлениях.
Во многих европейских странах политические партии
«зеленых» набирают все больший вес. Звезды шоу-бизнеса, ученые,
общественные деятели, спортсмены становятся вегетарианцами и веганами,
пропагандируют отказ от меховых и кожаных изделий. Принимаются законы о
гуманном отношении к животным. Россия в этом вопросе остается страной
дремучего мракобесия. Мы относимся к животным на уровне начала XX века.
Варварски истребляем бездомных собак и кошек, запрещаем анестезию для
животных под видом борьбы с незаконным оборотом наркотиков. У
государства есть средства на проведение абсурдных олимпиад и прочих
игрищ, на представительские автомобили, на шикарные дачи и яхты, но
решить проблему бездомных животных оно не в состоянии. В бюджете нет
средств, типичная чиновничья мантра.
Рыночная экономика не заинтересована в умных, ответственных людях
— ей нужны взрослые дети, не умеющие себе ни в чем отказать, возводящие
прихоть в потребность. В отличие от Европы, где сильны общественные
движение, которые хоть как-то контролируют произвол корпораций, в России
рынок — всесилен. Бездумный потребитель должен быть жесток и слеп ко
всему кроме своих сиюминутных желаний. Только такой человек не
задумываясь будет потреблять навязанные ему товары и услуги. Потому
существует негласный сговор, неосознанная самоцензура в СМИ и
общественном сознании — сама по себе идея существования прав животных
кажется производителям и потребителям кощунственной.
Когда я ем, я глух и нем. Фраза, знакомая с детства.
Но пора перестать быть глухими к чужим страданиям. Не стоит закрывать
глаза, животные имеют сознание и чувства. Сделайте честный выбор, личный
выбор, не прикрывайтесь фраза о привычном порядке, возьмите на себя
ответственность. Решите для себя сами, и знайте, что вы в ответе за
страдания миллиардов живых существ. Стоит ли бифштекс чьей-то жизни? Вот
в чем вопрос.
Константин Зиньковский
Источник: http://livingfreedom.ru |