О том, какие традиции с ним связаны и о каких событиях идет речь, нам расскажет священник Сергий Круглов.- Давайте начнем разговор с традиций. Знаю, что в
Благовещение принято выпускать в небо птиц. А почему? Откуда это вдруг
взялось?
- Это народная традиция, которая имеет глубокие корни
именно в церковности, в христианстве. Мы с вами знаем, что народная
традиция и православная традиция – это далеко не одно и то же. Но
Церковь когда-то на Руси, так же, как и во многих странах, поступила
мудро. Народный обычай она воцерковила. Потому что все то хорошее, что в
мире есть, - оно же все от Бога. И вот традиция отпускать птиц – это
значит даровать им свободу. Как поет в эти дни Церковь, «днесь спасения
нашего главизна». То есть это начало нашего спасения. И вот в знак этого
издавна принято на Руси в этот весенний день отпускать птиц. Как мы
знаем по воспоминаниям людей дореволюционных – того же Шмелева все
читали, – люди даже специально покупали на базаре птиц в клетках,
которых предполагалось в эти дни выпускать. Обычай этот очень красивый,
символичный, он содержит в себе глубокий смысл. И конечно, в народе он
очень любим.
- А когда о Благовещении говорят как о празднике
начала нашего спасения – что имеется в виду? Что такое принципиально
изменилось в мире в результате этого события?
- Все мы понимаем одну простую вещь: на небо назад не
запрыгнуть. Из рода в род, из поколения в поколение накапливаются те
изменения, которые в нашу жизнь принес грех. Это та деградация, которая
происходила в мире с самых первых времен с момента грехопадения. Что же
делать человеку? Он мучается, понимает весь трагизм своей жизни. Поэтому
Бог, любящий Отец, приходит на выручку Своему ребенку. Он приходит в
мир, и тем самым путем, которым приходит человек – через рождение. Это
величайшее чудо на свете. Потому что человек волей-неволей рождается на
свет. Маленький ребенок кричит, когда рождается: он понимает, в какой
мир попадает, но ничего сделать не может, назад дороги нет. А Бог,
Который совершенно свободен, Он тем не менее «вмещает» Себя в те тесные
рамки, в которых стоит человек. И вот это и есть настоящее чудо.
Но для того, чтобы прийти в этот мир… Бог не может
сделать этого насильно. Человек и так скован очень многими вещами:
наследственностью, природными законами. Он сам подпал под их власть, он
сам не свободен во многом. А Бог хочет сделать человека свободным.
Начинать свободу с насилия невозможно. Многие говорят: «Вот взял бы Бог –
и спас всех людей. Он же может! Совершил бы чудо!» То есть помимо нашей
воли взмахнул бы руками – и все. Но так не бывает. Бог должен спросить
разрешения у человека. И вот этот праздник Благовещения,
событие, о котором мы читаем в Евангелии, - это одно из главнейших
событий, в котором упоминается имя Пресвятой Богородицы. Как мы знаем, в
Евангелии довольно мало сказано о Ней. Почти нет Ее слов. Но очень
важные слова, которые прозвучали из Ее уст, Ее прямая речь, - это именно
в эпизоде, говорящем о дне Благовещения.
Бог спрашивает разрешения у земной Девы, чтобы от Нее
родился наконец Спаситель мира. Небеса, земля, Бог, все человечество,
которое погрязло в страшных муках, в страданиях, в богоискательствах,
оно строило себе пантеоны богов, надежды рушились, вокруг была смерть
войны, несчастья… Все человечество, само того не зная, ждало Ее ответ.
Ангел пришел и благовестил Ей: «Вот, ты зачнешь Сына,
Который будет Сыном Божиим, Спасителем мира». Но он принес это не как
повеление. Он спрашивал разрешения. Она сказала: «Я раба Господня, вот Я
перед вами, пусть будет Мне по Слову Божиему». И вот это смирение – не
рабская покорность, которую иногда понимают под этим словом. Смирение –
это глубокое понимание состояния мира, состояния самого себя и состояния
Бога. Для того чтобы так ответить, нужно было находиться в настоящем
общении с Богом. Нужно было не знать о Боге и
иметь о Нем информацию (как мы часто называем себя верующими, потому что
знаем о Боге то и то). А надо было знать Бога, в том смысле, в котором в
Библии об этом говорится: познал Адам жену свою, познал человек Бога…
То есть это тесный контакт любви. И мы знаем, что всю Свою жизнь
Богородица провела в таком тесном контакте, воспитываясь при
Иерусалимском храме. В Евангелии ничего об этом не сказано. Там не
описывается ход Ее мыслей, не говорится о Ее духовном состоянии… Но
по-человечески, конечно, Ей было страшно. Конечно, Она не могла понять,
как это может быть. Она спросила: «Как это может быть, когда Я мужа не
знаю?» - Ангел Ей объяснил, как это может быть. И Она сказала: «Да, Я
люблю Бога, Я Ему доверяю полностью, пусть будет то, что Он задумал».
Мы с вами не уверены, что по-человечески Пресвятая
Дева понимала весь глубокий богословский смысл этого события. Что
родится Спаситель мира, Который сделает то и то. Она, как и всякий
человек, была в неведении о том, что готовит завтрашний день. Но Она
знала большее. Она не знала будущего, в том смысле, в котором мы
пытаемся получить знания о будущем от гадалок и прорицателей. Но Она
знала более важное – Она знала Бога, Она знала, что Он любит человека и
что Его воля всегда направлена на спасение человека. Пусть даже эта воля
непонятна, пусть даже Он творит такое, что превыше человеческого
понимания. Но в конце концов это обернется ко благу и ко счастью
человечества.
Благовещение - это праздник великого
смирения и согласия, это праздник ответа. Есть момент тишины: неба,
земли, - всего, когда все мироздание ждало ответа от простой неизвестной
Девушки из какого-то провинциального иудейского городка. И Ее ответ –
великое событие для Бога и для человека.
Автор Алла Митрофанова
Источник: http://www.foma.ru |