XXI век. Итоги
С каким багажом человечество вошло в XXI век? Оно проникло в глубины материи и начало осваивать космическое пространство, создало величайшие произведения культуры и искусства, достигло высокого уровня материального обеспечения, создало всемирную сеть коммуникации. Однако в нашем багаже и такие "достижения", как:
- создание оружия массового поражения, поставившее человечество на грань физического уничтожения;
- вызванный нами экологический кризис, также грозящий прекращением существования рода человеческого;
- угроза духовного вырождения из-за кризисов в воспитании, образовании и семье;
- регулярно повторяющиеся и все более усиливающиеся экономические кризисы с сопутствующим им ростом социальной напряженности;
- неравномерность развития отдельных районов планеты и, соответственно, напряженность в отношениях между ними, выражающаяся в войнах и терроризме.
Как видим, наше развитие носит крайне противоречивый характер. В чем же причина этих противоречий, как их разрешить и, главное, как их избежать в будущем?
XXI век. Итоги. Почему?
То, что одним из результатов нашего развития явилось возникновение угрозы нашему существованию, свидетельствует - что-то неладно в самом процессе развития человечества.
Оно началось с объединения первобытных людей в племена. И уже тогда происходит разделение труда, специализация - в племени выделились охотники, воины, собиратели растительной пищи, воспитатели и врачеватели... Каждый обеспечивал других согласно своим навыкам и зависел от них в остальном. Позже уже отдельные племена стали преимущественно охотничьими, сельскохозяйственными, ремесленными, торговыми...
И, опять-таки, каждое племя давало свой продукт другим и взамен получало от них недостающее. Сегодня мы имеем похожую картину, но уже на уровне промышленных сельскохозяйственных и сырьевых государств. Однако наши потребности настолько возросли и усложнились, что их удовлетворение требует создания сложных изделий.
Это, в свою очередь, требует бесперебойной поставки всего необходимого для их изготовления со всех концов планеты. Таким образом, очевидно, что процесс нашего развития вел ко все большей взаимозависимости людей.
А что запустило сам процесс развития человечества, что его "включило"? Что заставило первобытного человека объединиться в племя? Очевидно, то же, что заставляет и животных инстинктивно сбиваться в стаи - желание (потребность) выжить.
Получается, что двигателем нашего развития является желание, точнее, стремление к его удовлетворению, наполнению. Каким же способом, по какой методике мы его наполняли?
Выжить и продолжить свой род первобытный человек мог только и только в племени. Существование племени представляло для него наивысшую ценность. Даже выше собственной жизни, так как вне племени человек был все равно обречен. Поэтому каждый защищал каждого соплеменника. То есть удовлетворение желания выжить вынужденно носило характер круговой поруки (один за всех и все за одного).
Позже, в ходе развития, появилась возможность существования отдельного человека уже и вне племени, что разрушило эту круговую поруку. Человек создал личное, натуральное хозяйство и стал удовлетворять свои потребности (желания) самостоятельно, индивидуально и от методики "один за всех и все за одного" перешел к методике "каждый за себя и все против всех".
В итоге мы пришли к очевидному противоречию: процесс развития ведет ко все большей взаимозависимости людей, а методика удовлетворения желаний - ко все большей разобщенности, индивидуализации.
XXI век. Итоги. Что делать?
Процесс нашего развития идет независимо от воли людей и здесь что-либо изменить мы не в силах. Остается пробовать внести изменения в методику удовлетворения наших желаний.
Помимо собственных нам приходится сталкиваться с желаниями других людей и вступать с ними в разные отношения. Кроме того, в ходе своего развития человек также взаимодействует с окружающей его земной природой и всем Мирозданием.
Возникший в результате человеческой деятельности экологический кризис указывает на то, что и само человечество является лишь элементом большей природной системы. Более того, логично предположить, что все мироздание (от элементарных частиц до Вселенной и от мельчайших живых клеток до человека) - некая единая глобальная система.
В ходе своего развития человечество как бы вернулось к необходимости племенной круговой поруки, так как сейчас отдельный человек опять не может существовать вне племени. С той лишь разницей, что тогдашнее племя превратилось в человечество. В этом и заключается суть выражения "глобальный мир" - люди стали настолько взаимно зависимы, что выжить друг без друга уже не могут.
Любая система для своего нормального существования стремится к равновесию составляющих ее элементов. Например, в такой системе, как человеческий организм необходимо, чтобы сердце делало не больше и не меньше 60-70 ударов в минуту.
Сердечные мышцы позволяют ему сокращаться намного чаще, но тогда легкие не будут успевать насыщать возросший поток крови кислородом, почки не справятся с очисткой, а кровеносная система не выдержит возросшего давления. Работа сердца уравновешена с работой легких, почек и кровеносной системы; эти органы "учитывают интересы" друг - друга, "заботятся" друг о друге.
То есть в системе деятельность всех отдельных ее элементов подчинена единой цели - обеспечить нормальное (равновесное) функционирование ее в целом. В противном случае система реагирует возникновением кризиса (боль в организме, короткое замыкание или возгорание в электросистеме, кризис в системе экономики...). А если равновесие не восстанавливается - она гибнет вместе с составляющими ее элементами.
Раковые клетки игнорируют интересы как других клеток, так и организма (системы) в целом, и заботятся только о своем размножении (только о своем желании). В результате они гибнут вместе с организмом.
Теперь рассмотрим применяемый нами на сегодня метод наполнения желаний:
- человек стремится удовлетворить только свои желания, независимо от желаний других (присущий всем, без исключения, эгоизм);
- каждый стремится удовлетворять свои желания даже за счет других (явления эксплуатации и неравенства).
Таким образом, деятельность элементов системы "Человечество" направлена не на обеспечение равновесия и гармонии в системе, а лишь и исключительно на "всасывание" наполнений для своих и только своих желаний. В этих условиях система либо отреагирует отрицательным образом в виде экологического, экономического, духовного и других кризисов, либо обречена на распад.
Метод удовлетворения желаний человека, не противоречащий законам системы должен быть противоположен (зеркален) предыдущему:
- каждый человек сознательно и в первую очередь заботится об обеспечении нормальной деятельности системы, оставляя себе лишь необходимое для выполнения этой задачи. Сознательно, т.к. само его существование и уровень благополучия этого существования (нормально действующая система создает больше благ для своих элементов) полностью зависит от состояния системы;
- каждый человек сознательно заботится лишь об удовлетворении необходимых желании других, потому что это способствует нормальной деятельности системы.
Таким образом, отпадает забота о своих потребностях, так как их обеспечивают другие, исчезают враждебность и эксплуатация. Каждый ощущает себя равным другим, так как в меру своих способностей выполняет свою, необходимую системе функцию без которой она не может существовать. Каждый элемент равно необходим системе и в этом они равны.
Необходимо усвоить простую истину: если человек хочет что-то иметь - желаемое должно существовать вне него. Если я хочу тепла и света - они должны быть в окружающем меня мире. И чем их там больше, тем вероятнее и больше я буду их иметь.
Если я хочу, чтобы мне было хорошо, - хорошо должно быть максимальному числу окружающих меня людей. Я лично заинтересован в этом, поэтому в моих интересах наполнять их желания. Когда и они воспримут эту мысль, тогда мы все в первую очередь будем заботиться друг о друге. А моему желанию, по сути, ведь все равно кто его наполняет - я или кто-то другой. Главное - результат, главное - быть наполненным.
Мы в своей деятельности обязаны теперь учитывать желания других, заботиться об их наполнении. Лишь тогда мы будем соответствовать законам глобального мира и глобальной экономики в частности.
С первого взгляда предложение перейти к такой методике звучит фантастически. Но у нас просто нет выбора. Система "Человечество" либо принудит нас к повиновению в результате нарастающих кризисов, либо распадется вместе с нами - иного не дано. Когда люди поймут, что речь идет о самом существовании человечества, реализация этой "фантастической" методики станет не только возможной, но и желательной.
Начинать надо с осознания и признания простого факта: мы, люди, являемся лишь элементом глобальной системы "Мироздание". Уже сам факт такого осознания будет означать прекращение противостояния с законами системы и, тем самым, приведет к смягчению ее реакции, к смягчению кризиса.
Это похоже на изменение отношения родителей к строптивому ребенку, если он наконец-то решил прекратить упрямиться. Он ведь еще ничего не сделал, всего лишь принял решение, а отношение к нему из давящего (отрицательного) стало уже поощряющим(положительным).
Облегчить это осознание может помочь широкая разъяснительная и образовательная программа (СМИ, школа, курсы, кино ...). Средства на нее надо взять из тех тысяч миллиардов, которые бесполезно направляются на погашение развивающегося сегодня на наших глазах очередного кризиса. Сделать это заставит руководителей правительств две причины:
- неизбежный провал попыток "гасить" кризис нынешними методами;
- давление снизу от нас всех, в первую очередь страдающих от последствий их "безграмотности".
Это давление не заставит себя долго ждать: безработица, потеря накоплений, рост социальной напряженности, голод...
В заключение небольшая притча.
Ад и рай
Умер человек. Вознеслась его душа к Богу. А Бог ему и говорит:
- Куда ты хочешь попасть, в ад или в рай?
- А можно я сам посмотрю и выберу, куда пойти? - ответила душа вопросом на вопрос.
Сначала душа захотела посмотреть как там, в аду. И перед ней предстала следующая картина: множество людей, корчащихся в невыносимых страданиях. У всех у них руки не сгибаются в локте, и при этом в руке у каждого вкуснейшая еда. Они корчатся, тянут голову, принимают немыслимые позы, стараясь дотянуться до нее, но все старания бесполезны. Вся комната пронизана злостью, ревом, страданием.
Душа со всех ног помчалась посмотреть, что творится в раю. И что же она увидела? Точно такая же комната. Точно так же в ней находятся люди, у которых руки не сгибаются в локте. И так же у всех в руках вкуснейшая еда. Но они встали в круг и повернули руку с едой в сторону рядом стоящего товарища…
Мораль сей притчи: забота исключительно и только о себе, о наполнении только своего эгоизма - бессмысленна. Только повернув все свои намерения, мысли и действия в направлении заботы о других, мы достигнем положительного результата и для себя. Даже не стремясь к этому изначально и намеренно - просто как побочный результат.
А ведь кризис нарастает - пора начинать.
Источник: http://kabmir.com |