Профессор Игорь Суколенов: каждый пятый учебник нельзя давать в руки детям
Эксперты Российской академии образования прочитали от корки до
корки 584 учебника по 29 предметам и были шокированы: почти 20% из них
вообще нельзя давать в руки детям. Почему - читателям «АиФ» рассказал
Игорь Суколенов, профессор, член Научного совета по экспертизе учебников
Российской академии образования.
Пчёлы-алкоголики
Юлия Борта, «АиФ»: Игорь Владимирович, в прошлом году Счётная
палата обнаружила в учебниках вредную для здоровья информацию.
Например, в учебнике биологии советовали при ожогах протереть рану
спиртом, одеколоном или раствором марганцовки, то есть дожечь то, что не
смог огонь...
Игорь Суколенов: В этом году рекомендацию
скорректировали. Теперь раны советуют промывать... мочой. Именно такая
рекомендация записана в учебнике по ОБЖ. Этот предмет особенно
отличается оригинальными мыслями. Например, в учебнике ОБЖ для 8-го
класса на иллюстрации «Алкоголизму подвержены все организмы на Земле»
изображена миленькая мышь с банкой пива. А в тексте читаем: «…пчёлы тоже
становятся алкоголиками… летают «опохмеляться».
- Закономерный вопрос: что употреблял сам автор оригинального пособия, когда писал его?
- Написание учебника для школы - особый жанр. Не каждому учёному это
под силу. Желание уйти от советских учебников, удивить детей, стать им
ближе, видимо, и послужило причиной следующих пассажей. Вопрос в
учебнике обществознания: «Как вы думаете, относятся ли следующие
действия к социальному взаимодействию или нет?» Первый же вариант
ответа: «Один попросил прикурить у другого». Неужели иных примеров не
нашлось? Или вот информация о том, что вредно делать аборты в домашних
условиях. Зачем это 14-летним подросткам на уроке обществознания, я ни
как доктор наук, ни как родитель не могу объяснить. А пятиклассникам в
учебнике по тому же предмету предлагается описать способы избавления от
вредных привычек - алкоголизма, курения, наркомании, переедания.
Читаем дальше. «Обществознание», 6-й класс: «Россия - огромная страна с
огромными возможностями, людскими и природными ресурсами, поэтому
происходит постоянный рост численности чиновников». Глубочайший вывод!
«Обществознание», 8-й класс, тема «Мир социальных отношений»: «Дети
бедняков недополучают родительской заботы…» То есть если бедный -
значит, плохой родитель? «В школе, - пишут дальше авторы, - ситуация
усугубляется ещё больше, так как учителя не только не окружают их
должной заботой, но и стремятся выжить из школы».
Сейчас авторитет учителя и так упал, а авторы его добивают. Вот ещё
одно умозаключение авторов этого же учебника: «Рост терроризма в нашей
стране вызывают две причины - слабая работа пограничников и ФСБ».
Глубочайшая мысль! А уж как она работает на воспитание патриотизма...
Ужастик из учебника
- Помогаю сыну-третьекласснику с заданиями по «Окружающему
миру». Иногда приходится 2-3 раза перечитывать абзац в учебнике, чтобы
мне, взрослому, понять вопрос. И это текст для 9-летних детей!
- Эксперты отметили, что ряд учебников, особенно по обществознанию,
ОБЖ, окружающему миру, изобилуют непонятными терминами и запутанными
объяснениями. В «Обществознании» для 8-го класса на двух страницах 4
разных определения «социальной структуры». А на ЕГЭ или ГИА ребёнок как
будет отвечать - тоже даст 4 варианта? Первоклашкам на уроке математики
даётся такое определение: «Многоугольником называют замкнутую ломаную
линию без самопересечений». Может это понять ребёнок в 7 лет?
- А если нет ошибок, но учебник просто скучный?
- Конечно, только выискивание ляпов и искажений фактов не было
главной задачей экспертов. Если учебник не предполагает ничего, кроме
зубрёжки, в нём мало заданий для проверки своих знаний, для развития
критического, творческого мышления, формирования собственного мнения,
приобретения первых навыков научно-исследовательской деятельности,
работы в команде, то он тоже не рекомендуется школам. В учебниках по
химии и физике порой полностью отсутствует рассказ о великих
отечественных представителях этой науки. Иной раз, кроме Менделеева,
вообще никого нет. Ряд учебников грубо нарушает закон «О защите детей
от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Пример: «ОБЖ»,
9-й класс. С 16 по 60 стр. подробно, с иллюстрациями описываются ужасы
расчленёнки: как «отрубали за кражу кисть и правую ступню… прибивали к
дереву…», «самоубийц вешали за ноги, тащили вниз лицом по рогоже по
улице… привязывали тело к лошади…», как происходили ритуальные убийства,
в том числе маленького ребёнка, «как мать и дочь задушили свою
умственно неполноценную внучку»… И взрослый-то не каждый выдержит, а что
говорить про психику ребёнка! В этом же учебнике подробно
разъясняется, что такое клофелин и способы его применения криминальным
миром. Авторы другого учебника «Обществознание», видимо, думают, что
отучат подростков курить, расписывая, как раньше курильщикам отрубали
голову, при этом вставляли трубку в рот и вешали на кол. И опять кровь,
насилие, подталкивание к суициду…
- Эти учебники успели попасть в школу?
- Издательства утверждают, что учебники новые. Но эксперты
обнаружили, что содержание большинства из них не менялось с 2003-2005
гг. Человек немного подредактировал старый текст, поставил свою фамилию -
и всё. Интересно, какой давности текст использовал автор учебника, в
котором сказано, что в Солнечной системе 43 спутника, притом что только у
одного Сатурна их на сегодня известно уже 62? Поэтому нет никакой
гарантии, что и процитированные мною тексты не попали к детям.
Ляпы из школьных учебников
Биология, 5-6-е классы. На обложке указано
«Биология. Неживые тела». А на стр. 10-11 читаем: «Биология изучает
многообразие живых организмов...» Так живые они или нет?
В учебнике ОБЖ в рассказе про работу
правоохранительных органов полицию называют милицией. Хотя переименовали
её ещё в 2011 г. Перепечатали старый учебник и даже не перечитали?
Окружающий мир, 4-й класс. Авторы утверждают:
русские победили под Полтавой шведов по следующей причине. Когда
пушечное ядро случайно попало в карету с Карлом XII, лошади были убиты.
Шведы подумали, что Карл убит, их сопротивление было сломлено, и
русские одержали победу. Неверный факт. Во время Полтавской битвы Карл
сидел на носилках, никаких лошадей в упряжке не было.
Юлия БОРТА
Источник: http://www.aif.ru |