Мы вступили в новое десятилетие в не самых радужных условиях. Климатический кризис, перепроизводство, проблема отходов — очевидно, что сейчас очень важно инвестировать в устойчивое развитие, особенно в сфере бизнеса. Более ста экологически ориентированных бизнес-лидеров поделились своим мнением о мировых тенденциях устойчивого развития, которые определят нашу реальность в новом десятилетии. Вот основные тренды, которые они выделили.
Смещение акцентов в производстве энергии
Снижается зависимость людей от ископаемого топлива. Нефть, уголь, газ являются невозобновляемыми источниками энергии и играют ведущую роль в изменении климата. Именно в результате их использования производится бОльшая часть парниковых выбросов в мире, и в этом отношении «лидируют» США, Китай, Индия и Россия.
Коллективные усилия, направленные на совершенствование энергетической инфраструктуры, играют решающую роль. Одна из перспективных тенденций — микрогенерация электричества с использованием возобновляемых источников энергии.
В этом случае здание не привязано к централизованной энергетической системе, а имеет собственную ветряную турбину, солнечные батареи или устройство для использования геотермальной энергии. Вероятно, в ближайшее десятилетие эти технологии станут дешевле, доступнее и популярнее среди потребителей.
Снижение энергопотребления
Параллельно снижается энергопотребление. Электромобили (особенно грузовые), светодиодное освещение, умные дома и здания, сертифицированные по стандарту LEED (Leadership in Energy and Environmental Design, «Руководство по энергетическому и экологическому проектированию»), — все это важные элементы прогресса. Они меняют то, как мы потребляем энергию и в каких количествах.
Установка светодиодного освещения — это не дань моде, а жизненная необходимость. Например, в Нью-Йорке уже внедряются законодательные требования к коммерческим зданиям больше определенного размера — в них можно использовать только лампы нового образца.
Во многих странах люди уже «пересаживаются» на гибридные и полностью электрические автомобили. Все слышали о Tesla, но автопроизводители разрабатывают еще более экологичные варианты. Среди покупателей особенно популярен сегмент внедорожников, так как они дают наибольший комфорт и вместимость. Однако в ближайшее десятилетие еще одним критерием выбора автомобиля станет его экологичность, поскольку люди все больше понимают, что сокращение «собственных» выбросов углерода — реальный способ помочь в борьбе с глобальным изменением климата.
Всевозможные гаджеты типа роботов-пылесосов, датчиков движения, виртуальных цифровых помощников тоже должны прийти в соответствие с концепцией устойчивого развития.
Умные дома становятся все более энергоэффективными, позволяя, во-первых, использовать меньше энергии, а во-вторых, не расходовать ее там, где не нужно. В скором времени такой дом будет оснащен умными лампочками, удлинителями, термостатами, счетчиками энергии и даже шторами.
Переход на растительную диету
Не секрет, что употребление мяса оказывает большое влияние на планету. В России в 2017 году, по данным Росстата, на сельское хозяйство приходилось 127,9 миллионов тонн выбросов парниковых газов. 26% земель во всем мире используется для выпаса скота, а треть пахотных земель планеты занята под выращивание корма.
Популярность веганства — одна из основных тенденций устойчивого развития следующего десятилетия. Nestle, крупнейший в мире продовольственный конгломерат, заявляет, что «мода на растительные продукты пришла, чтобы остаться», а аналитическая компания GlobalData выявила с 2014 по 2017 год пятипроцентное увеличение числа субъектов данных, идентифицирующих себя как «веган».
В последние годы стало проще придерживаться веганской диеты, не тратя при этом много времени и денег. Этот вариант питания становится все более доступным для людей, которые раньше не могли позволить его себе из-за временных или финансовых ограничений.
Стремительно растет рынок «мяса». Такие компании, как Impossible Foods, изобретают способы смешать и приготовить овощи так, чтобы имитировать цвет, текстуру и вкус мяса. В тех странах, где «вегетарианское мясо» дешевле настоящего, а вкус и текстура у них почти одинаковы, большинство людей предпочитают покупать именно его.
Мясо, выращенное в лаборатории, также может стать альтернативой натуральному мясу при условии его массового производства и рентабельности. Причем в лабораторных условиях гораздо проще изменить вкус, текстуру, цвет и форму мышечных клеток, чем на живом животном, чтобы изготовить продукт с нужными свойствами.
Как и вертикальное земледелие, культивация мяса в лабораторных условиях вполне реальна в пределах города. Словом, сплошные преимущества для здоровья и кошелька потребителя и для окружающей среды — и все это стало возможным благодаря инвестициям в искусственный интеллект и автоматизацию в последние несколько лет.
Распространение регенеративного сельского хозяйства
Регенеративное (восстановительное) сельское хозяйство — это система принципов и методов ведения сельского хозяйства, позволяющая увеличить биоразнообразие, обогатить почву, улучшить круговорот воды и жизнь экосистем. Это лекарство от истощения верхнего слоя почвы, которое мы имеем сегодня.
Кроме того, регенеративное сельское хозяйство нацелено на улавливание углерода в почве и надземной биомассе, чтобы он мог питать планету, вместо того чтобы накапливаться в атмосфере и изменять климат.
Некоммерческая организация Regeneration International утверждает, что переход 10-20% сельскохозяйственного производства на регенеративную систему позволит изолировать достаточно углекислого газа, чтобы обратить вспять изменение климата. Это весьма смелое заявление, но многие независимые фермеры, внедрившие регенеративное сельское хозяйство, приятно удивлены результатами.
Изменение наших «отношений» с пластиком
В последнее время стала расти всеобщая осведомленность о пластиковом загрязнении и его влиянии на жизнь морских существ, закисление мирового океана, на еду и воду, которую мы потребляем.
Сокращение избыточной пластиковой упаковки останется тенденцией в области устойчивого развития в 2020-х и окажет большое влияние как на бизнес, так и на потребителей. Индустрия упаковки — крупнейший производитель пластика. В 2015 году было произведено около 146 миллионов тонн пластика для упаковки (в два с лишним раза больше, чем для строительной отрасли), и 141 миллион тонн из них был отправлен на свалку.
Потребители уже стремятся сокращать использование неперерабатываемого пластика, и эта тенденция будет только усиливаться. Уже сейчас представители разных демографических групп готовы бойкотировать предприятия любого уровня, использующие излишний одноразовый пластик, и «голосовать кошельком» при выборе продукции.
И все же неясно, сможем ли мы остановить текущий процесс. Ущерб, уже нанесенный планете, ошеломляет: каждый год в океан попадает от 4,8 до 12,7 миллионов метрических тонн пластмассовых материалов, от потребления пластика погибает 100 000 млекопитающих и 1 миллион морских птиц.
Развитие переработки и компостирования
Переработка имеет неоспоримо важное значение для устойчивого развития. Люди производят и будут производить товары из металла, стекла, пластика, бумаги и других материалов, и, когда срок их службы истекает, переработка их в новые полезные товары — оптимальное решение.
Несколько брендов, в том числе Ralph Lauren, взяли на себя инициативу производить футболки из пластиковых бутылок. Каждый год на свалки отправляется около 18 834 000 000 таких бутылок, так что материала более чем достаточно. Пока этот метод переработки пластика не слишком распространен, но в грядущем десятилетии появится множество вещей из бывших пластиковых бутылок: куртки, брюки, сумки, головные уборы... Причем по качеству они не будут уступать товарам из первичных материалов.
Другой острый вопрос — утилизация органических отходов. В России, по данным Минприроды, они составляют 30% коммунальных отходов, а это 20 миллионов тонн в год, которые отправляются на полигоны. В ряде стран органику используют для производства топлива, и эта тенденция будет набирать обороты.
Одно из главных открытий последнего времени — компостирование с помощью личинки черной львинки (вид двухкрылых). Личинка черной львинки производит очень качественный компост, который питает растения лучше химических удобрений. Она, в отличие от червей, может компостировать мясо, рыбу и другие сложные белки. Личинка способна ежедневно потреблять и производить примерно вдвое больше своего веса, так что в перспективе это насекомое может спасти нас от свалок. Вдобавок сама личинка является отличным источником белка для рептилий и цыплят.
Осознанность потребителей и молодежный активизм
Движение Греты Тунберг Fridays for future дало новый толчок в развитии экологического активизма. Причем требования ее сторонников и представителей других социальных движений обращены не только к энергетическим компаниям, но и ко всем другим.
Люди в соцсетях и на улицах призывают правительства и бизнес к действиям в сфере экологии. Представители нового поколения Z станут влиятельными участниками этого процесса. Их потребительская лояльность будет принадлежать компаниям, которые, по их мнению, реализуют концепцию устойчивого развития.
Изменение климата становится стратегическим вопросом для представителей всех отраслей. В ближайшее десятилетие компании будут все больше соревноваться в вопросе снижения своего негативного влияния на климат, внедряя раздельный сбор и утилизацию отходов, повышая энергоэффективность и спонсируя экологические инициативы.
Медленная мода
Мода — еще один мощный источник загрязнения планеты. Текстильные фабрики производят токсичные сточные воды. Синтетические волокна, отделившиеся от одежды во время стирки, в конце концов попадают в мировой океан. «Быстрая мода» создала культуру одноразовой одежды, которую мы надеваем пару раз и выбрасываем, при этом производя 92 миллиона тонн твердых отходов в год.
В противовес этому наметились тенденции сокращения отходов на всех этапах производства одежды, особенно среди небольших брендов. Одна из них — пошив вещей на заказ. Фирма изготавливает каждый предмет одежды по заказу клиента в одном экземпляре, вместо того чтобы производить тонны одежды, которая так и не будет продана. К тому же одежда на заказ индивидуальна и неповторима, что добавляет ей ценности и делает ее популярной у миллениалов.
Что касается крупных брендов, то представители высокой моды, такие как Burberry и Gucci, могут позволить себе производить экологически чистые материалы, но массмаркету типа H&M трудно последовать их примеру.
Тем не менее, потребители становятся все более осведомлены об экологическом воздействии разных компаний и все чаще выбирают «устойчивые» бренды, поэтому так или иначе всем придется двигаться в этом направлении.
Переход на многоразовое
В 2020-е больше людей будут использовать многоразовые вещи вместо одноразовых в своей повседневной жизни. Согласно прогнозам, только рынок многоразовых сумок вырастет с 6 миллиардов долларов в 2019 году до 10 миллиардов долларов в 2025 году.
Движение «ноль отходов» растет в геометрической прогрессии с момента его появления в 1980-х годах. В частности, поколение миллениалов больше думает о своем углеродном следе, чем предыдущие. Многоразовые мешочки и контейнеры становятся все более распространенным явлением, так как люди понимают нелепость повсеместной пластиковой упаковки.
Безотходный шопинг — это положительная тенденция как для бизнеса, так и для потребителей. Отношение к упаковке постепенно меняется, и в выигрыше окажутся те компании, которые станут продавать товары без или с минимальным количеством упаковки.
Наталия Захарова
Источник: http://recyclemag.ru |