Американский
экран – большой и малый – одержим амишами, маленькой религиозной сектой,
чей ультраконсервативный образ жизни не устает привлекать и восхищать
других жителей страны. За последние годы зрители могли увидеть фильмы и
передачи "Амиши в большом городе”, "Мафия амишей”, "Свидетель”,
"Разрывая с амишами” и – только что – первую серьезную программу, где о
секте говорят не актеры, а настоящие амиши, семь молодых и старых
человек, описавших на телевизионном экране свой драматический уход из
общины. (Те, кто остался, интервью не дают). Чем же
завораживает Америку эта маленькая группа глубоко верующих людей,
живущих главным образом в небольших поселках Пенсильвании? Чтобы
ответить на этот вопрос, надо углубиться в историю замкнутой
религиозной секты, отдаленно напоминающей наших старообрядцев. Название
"амиши" происходит от слова "аминь". Так себя называли члены
протестантской секты менонитов, которые бежали в 17-м веке от
преследований из Европы в Америку. Эти швейцарские немцы, которые до сих
пор говорят на старинном германском диалекте, ведут архаичный образ
жизни. Интерес к ним определяется перечнем вещей, без которых амиши
обходятся, а именно: автомобили, самолеты, электричество, радио,
телефон, телевидение, кино. В сущности, этот список – довольно
точная опись нашей цивилизации. Достаточно вычесть все эти достижения
прогресса, которые амиши таковыми не считают, и мы попадаем в прошлое.
Говоря точнее, в 17-й век, время образования первых менонитских сект.
(Можно сказать, что амиши – ровесники мушкетеров). Строгий костюмный
кодекс заставляет мужчин носить черные штаны с помочами (никаких
пуговиц), шляпу и белую рубаху. Усы они бреют, а бороду нет, из-за чего
пожилые амиши немного похожи на Солженицына. Женщины всегда ходят в
темных платьях с передниками и в чепцах. Детский наряд отличается от
взрослого только тем, что малыши бегают босиком. Немало живописности
облику амишей добавляют их коляски на конной тяге. Все амиши –
прирожденные и урожденные фермеры. 92 процента работают на земле,
остальные идут в кузнецы. Не пользуясь ни тракторами, ни химическими
удобрениями, они собирают урожаи в два-три раза выше соседских.
Земледелие для амишей – часть религии. Очевидным результатом
такого прилежания является знаменитая амишская кухня. Лишенные особых
развлечений, они умеют и любят поесть. Причем, самое вкусное то, что
проще всего приготовлено: вареный горох, кислая капуста, масло,
картошка, хлеб, кукуруза. И только у амишей я, наконец, понял, что такое
яблочный пирог, и почему Америка выбрала его своим символом. Нигде так
не уместен консерватизм, как в кулинарии, который, естественно,
распространяется не только на нее. Амиши категорически не приемлют
современной цивилизации. Прогресс для них – вещь бессмысленная и
вредная. История остановилась в тот момент, когда они нашли свою землю
обетованную – тучные поля Нового Света и свободу жить так, как они
считают правильным. То есть – по Библии. Амишская община строго следует
мельчайшим библейским предписаниям. Все остальное – от лукавого. Они,
например, не признают громоотвода: молния – орудие Божьего гнева. Амишские
семьи беспримерно прочны. Разводов у них нет, детей заводят много и
живут мирно. На похоронах одного престарелого амиша присутствовали все
его прямые потомки – 14 детей, 105 внуков и 150 правнуков. У
каждого народа есть свои, очень древние, представления о золотом веке, о
безгрешной, простой, трудовой жизни на земле. Амиши подошли к этому
идеалу, может быть, ближе других, но то, что одним кажется раем, другие
считают тупиком. Амишская жизнь ходит по кругу – от поколения к
поколению, из века в век. Создав идеальную для себя социальную
структуру, они никогда не меняют в ней ни одной детали. От рождения до
смерти жизнь здесь определяет традиция. На первый взгляд, тут нет
свободы, жизнь лишена выбора, драмы, полноты и глубины вольного
существования. Но так кажется только посторонним. Каждый амиш в возрасте
15-20 лет, прежде чем принять крещение и стать членом общины,
отправляется во внешний мир. Там он волен делать что хочет. (Такой
ритуал называется на амишском диалекте "румшпринг"). Лишь после
испытания он или она решают, вернуться ли им в амишский круг, чтобы
больше уже никогда не покидать его. Чтобы понять, почему амишам
многие завидуют, я закончу рассказ о них старым советским анекдотом, уже
малопонятным нынешней молодежи. Два профессора принимают экзамен. Абитуриента спрашивают: – Что Ленин писал о "рабкрине"? – Какой Ленин? – удивляется юноша. – Откуда вы такой? – спрашивает пораженный профессор. – Из Урюпинска. И тогда один преподаватель говорит другому: – Как вы думаете, коллега, не перебраться ли нам в Урюпинск?
Александр Генис
Источник: http://www.svoboda.org |