Суббота, 23.11.2024, 17:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Форма входа

Главная » Статьи » О детях и для детей » Наше будущее

Давайте делать добрые дела!


«Лучше зажечь одну свечу,
чем вечно проклинать темноту».

(Непреложная истина).

"Много казаков Кочетовской станицы принимало участие в освобождении Болгарии от турецкого ига в 1877-1878 годах, воюя в донских полках, которые отличились при переправе русских войск через Дунай, первыми ворвались в Тырново, сражались на Шипке, под Плевеном, под Никополем. За воинскую доблесть казачьи полки были награждены георгиевскими штандартами, а все Войско Донское — георгиевским знаменем...

Черным смерчем носились в те годы по Болгарии турецкие янычары: начисто сжигали мирные селения, рубили головы женщинам и старикам. И тысячи болгарских детей остались тогда круглыми сиротами. После свержения султанского ига и победы над Турцией многие казаки увезли на Дон несчастных сирот болгар, усыновили их, воспитали, и стали носить они русские фамилии, обретя вторую родину», - так сорок четыре года назад о своих земляках-донцах рассказал миру Виталий Александрович Закруткин в своём широко известном сборнике «Кочетовцы».

Быть может, не всем понятно, почему я решила начать свой рассказ именно с этих строк, но сейчас объясню. Именно эти закруткинские слова натолкнули меня на мысль о том, что на Дону никогда не было сирот. Случалось, если погибали, либо умирали родители – детей забирали к себе на воспитание родные, станичники, соседи и воспитывали их, как своих. Другие семьи им помогали продуктами, урожаем. Во многих станицах даже существовала десятина, которую казаки собирали специально для сирот, воспитывавшихся в станичных семьях…

А что теперь?

Мы вечно спешим, тщетно пытаясь поспеть за стрелками циферблата, постоянно думаем о делах, работе, отпусках на море, дополнительных заработках, машинах, квартирах. Наверное, это естественно. Разве можно упрекнуть человека в том, что он хочет жить с комфортом? И всё-таки грустно… В непрекращающемся забеге жизни мы практически перестали смотреть по сторонам: не знаем имени соседа по лестничной площадке, но имеем десятки «друзей» в «Одноклассниках»… Мы не заметили как изменились человеческие ценности, но… так порой хочется верить в то, что все люди разные! В то, что во время пожара или наводнения кто-то будет спасать свитера и абажуры, а кто-то – даст Бог! – поможет выбраться детям и животным…
 
Зачастую мы считаем, что совершаем добрые дела, но на практике всё сводится к милостыне бабушке, или инвалиду на одной ноге с вчерашним перегаром, который сам вполне может заработать. (Как здесь не согласиться с Достоевским, утверждавшим, что «милостыня развращает как подающего, так и принимающего»!) Прогоняем голодных животных на остановках, проходим мимо людей, которые падают на улицах… Да, это все мы! Мы в большинстве своем эгоистичные и черствые, не чувствуем чужую боль и ходим в церковь ставить свечи для того, что бы «просить», а не «благодарить». Разве нет?

Задумавшись над этим, мне стало, мягко говоря, не по себе... Ведь всё в жизни зависит только от нас! Когда люди совершают по отношению к нам плохие поступки, мы сразу говорим о том, что «Земля круглая», к ним, мол, все вернется… И совсем не думаем о том, что возможно именно из-за «круглости» планеты с нами и происходят все несчастья и неприятности. Что это не люди такие плохие нас окружают, а все возвращается к нам за наши действия!

Отбросив эгоизм - что мы можем сделать ВО БЛАГО? На самом деле многое! Мало кто знает, что в настоящее время на территории нашего маленького Новочеркасска, столицы Донского и Мирового казачества, расположено целых пять детских домов!!! Вы представляете? Пять! Эта мысль долго не давала мне покоя. Поговорив с казаками станицы «Средняя», совместно решили, что просто обязаны что-то сделать для этих деток. Договорившись с заведующими детскими домами, дружной компанией отправились в гости к воспитанникам. Шары, конкурсы, игры, аквагрим на лицах детей. Радость, улыбки, веселье. Никогда не думала, что так много значит обычная детская улыбка. Именно внимания и участия не хватает детям, которые лишены родительского тепла. Каждый ребенок был рад нашему приезду и подаркам. (Не кичливости ради, но справедливости для скажу, что все подарки ребятне были приобретены на собственные – пока не шибко великие – средства нашей станичной общины.)

* * *

Желая шагать «в ногу с циферблатом», хотелось бы сказать несколько слов о так называемом «региональном компоненте» в системе сегодняшнего образования. Эта «модная фишка» (в Краснодарском крае – «Кубановедение», в Ростовской области – «Доноведение» и т. д.), как мне представляется, совершенно не работает без непосредственного общения с живыми носителями казачьей культуры, и в восполнении именно этого пробела я вижу едвали не основную задачу нашей станицы.

Поясню. Человечество шагнуло в третье тысячелетие – эпоху развития и торжества гуманитарной культуры, ориентирующей современно мыслящего педагога (да и просто гражданина) на воспитание подрастающего поколения с позиции духовно-нравственных ценностей. При этом необходимо помнить, что Конвенция о правах ребёнка (Статья 29) прямо говорит нам, что: «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребёнка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает». Вот этот синтез духовно-нравственных основ вкупе с национальной самобытностью и может стать залогом успеха в деле формирования фундамента здорового гражданского общества, воспитания подлинных патриотов Отечества. Внутренне согласившись с этой мыслью, замечу, что впредь на подобные встречи с детворой можно было бы приглашать представителей Новочеркасского благочиния, имеющих колоссальный практический опыт работы с детьми самого разного возраста и социального статуса на базе приходских Воскресных школ. Зачастую слово пастыря оставляет в детской душе куда более глубокий след, нежели сказанное воспитателями или друзьями (пусть и любимыми). При разном отношении современного общества к вопросу системного детского воцерковления, отрицать положительный опыт общения ребёнка с духовным наставником всё же, согласитесь, не следует, ведь именно детство – самый важный этап в становлении морального облика человека. В этом возрасте у детей закладываются основы нравственности (и духовности!), формируются первоначальные эстетические представления.

Возвращаясь к сказанному в Конвенции о правах ребёнка, отмечу, что современная педагогика, образовательная система XXI века считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народом, с его традициями и бытом с раннего детства. Именно начальный период формирования ребёнка важен как никакой другой, ибо у детей старшего возраста источников информации не счесть, они, ведомые природным познавательным инстинктом и возможностями головного мозга, зачастую могут, признаем, опережать преподавателя. Поэтому главная задача неравнодушного педагога – вызвать искренний интерес именно у совсем юного ребёнка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, истории родного края, тем самым воздвигая барьер дьявольской атаке духовного обнищания нации. Очень важно не только вызвать этот интерес, но и пронести, развить его во времени. В этот период жизни у ребёнка происходит становление внутреннего мира, он начинает вглядываться внутрь своей души и постепенно замечает, что она чем-то заполнена, что-то переживает или к чему-то стремится. Постепенно он начинает эти ощущения дифференцировать и научается вычленять своё специфическое отношение ко всему происходящему вокруг. В это удивительное время жизни у маленького человека впервые рождается осознание строго индивидуального, субъективного мироощущения, с которым ему предстоит шагнуть в реальную жизнь. И на данном этапе очень многое зависит от конкретного педагога и укладывается в простую формулу: с педагогом либо повезёт, либо нет. Третьего не дано. Очень непростая функция, тем паче в субкультурном пространстве «Республики ШКИД», где учителю надлежит реализовать ряд важнейших образовательных инициатив, в том числе в русле казачьей специфики, состоящей не только в нашей «географии», но и в том, что казачество, пожалуй, в наиболее полной мере, из числа других общественных слоёв, сохранило свои устои и традиции, основу характерного ему мировоззрения.

Реализация данных инициатив оказалась во многом возможной благодаря конструктивной позиции, занятой станичным атаманом В.И. Устинниковым и детдомовским руководством, где – по счастью – «правят бал» Энтузиасты и Педагоги с большой буквы.

В качестве нашей общей недоработки отмечу неосведомлённость населения, в том числе, как ни странно, многих педагогов, о подобной совместной деятельности казачьих общин и детдомовских образовательных учреждений.

Чтож, возможно данная публикация в какой-то мере восполнит этот досадный пробел.

* * *

…Знаете, когда готовилась эта заметка – раздался звонок из детского дома.

Нас снова пригласили в гости...

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!


Казачка станицы «Средняя» Наталья Чекалдина.


Источник: http://kazak-center.ru
Share |
Категория: Наше будущее | Добавил: Admin (12.09.2013) | Автор: Наталья Чекалдина
Просмотров: 1784 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
В этот день
Сегодня материалов нет.

Мини-чат
200

Поиск

Статистика

Copyright MyCorp © 2024