Мы живём, забывая спасительность традиций, стремление народа
к просвещению, породившее титанические фигуры Ломоносова, Пушкина, Менделеева,
Павлова, Королёва… Почему, например, сегодня
в Германии 90 процентов студентов – бюджетники, во Франции – 80 процентов, в
России же только 40? А будет ещё меньше, если не изменить провальной «политики»
под видом движения по принятой «дорожной карте» реформы образования. И не
видно положительных результатов у всей этой непрерывной суеты по имени
«образовательная реформа». И оттого у нас «турбины летают, а самолёты падают».
Фото: ИТАР-ТАСС
О проблемах народного образования говорилось на круглом столе, собравшем
учёных и работников народного просвещения России в Государственной Думе, а
также во время представительного Конгресса работников образования, культуры,
науки и техники. Олег Смолин,
заместитель председателя профильного комитета Госдумы, сообщил о запланированном
сокращении финансирования образования в 2014 году до 4,1 процента ВВП.
Между тем известно, что образовательный бюджет страны должен составлять не
менее 7 процентов, если страна хочет развиваться, а не прозябать.
В ближайшие годы грядёт сокращение преподавательского корпуса: учителей – на
90 тысяч человек, преподавателей вузов – на 100 тысяч. Рост зарплаты
преподавателей планируется обеспечить за счёт недопустимого увеличения нагрузки
на остающихся преподавателей. Да и это увеличение будет весьма скромным,
поскольку бюрократия в сфере образования не подконтрольна коллективам. Кстати,
мы постоянно слышим о необходимости быть «на мировом уровне», но зарплата
учителя гимназии Германии в пять раз выше зарплаты нашего университетского
профессора!
Участники круглого стола и конгресса были единодушны в определении
первопричин происходящей на наших глазах деградации народного просвещения. Принятая государством концепция исходит из
того, что образование – это частная услуга, вроде чистки сапог, а не миссия
государства, как это считалось при царях и при генеральных секретарях.
По сути, говорит Олег Смолин, побеждает «мёртвое образование», даваемое не
во имя знаний, а ради получения диплома. Модернизация России требует больших
вложений в сферу просвещения, мы же видим обратное.
«Интеллигенция прекращается»,
поскольку верхи «перестают интересоваться своим народом». По меткому замечанию,
большинство Госдумы проголосовало за порочный Закон «Об образовании», «не
приходя в сознание». Отказ
государства от важнейшего своего дела уже привёл в 2000-е годы к ликвидации
более чем 20 тысяч сельских школ.
Бывший министр образования Евгений Ткаченко раскритиковал принятый курс на
внедрение в образовательную жизнь рыночных начал, что, в частности проявилось в
свёртывании профессионально-технического образования. Он подчеркнул, что
это удар по сиротам России и неполным
семьям: «Дети без системы профессионального образования пойдут в лес, как это
видим сегодня на Кавказе». Оборонка уже «ревмя ревёт» от недостатка рабочих.
Советская Россия дала миру широко применяемую педагогику союзных друг с другом знаний,
умений, навыков, а сегодня наша страна-новатор отказывается от своего же
достояния, начиная экономить на навыках. Потому, бывает, падают наши
ракеты и самолёты.
Выступившая на конгрессе депутат Оксана Дмитриева сказала, что мы являемся
свидетелями самого сильного удара по образованию и культуре на протяжении
последних столетий. В революцию Россия лишилась многого, но осталась
научно-техническая интеллигенция, сейчас её мы теряем. Поразительно, самоубийственный удар пришёлся «в тучные 2000-е годы»,
когда денег хватало. Государство отказалось от важнейшей своей функции –
гаранта просвещения. Посчитало, что образование – это услуга. Между тем
давно известно, что никакого рыночного результата в сфере образования быть не
может, эта работа на страну и её будущее. Отмена тарифной сетки оплаты труда –
это катастрофа. Государство разрешило начальству образовательных учреждений
определять зарплату преподавателей. Это привело к растлению руководства и
расколу коллективов. Далее недопустимый рыночный подход привёл к попытке отъёма
имущества Академии наук.
Говорили и об ухудшении знания русского языка в школе, что бьёт, в свою
очередь, по университетскому образованию. Язык многих учебников по различным
предметам – галиматья, подрывающая интерес к учению.
Но ведь без нормального знания родного языка невозможно получить образование
ни по одному предмету – от литературы до математики. Вместо квалифицированного управления образованием царит менеджеризм, не
понимающий, что Россия как великая держава не должна отказываться от
фундаментальной науки. В правящих кругах господствуют представления, оглашаемые
в стенах Высшей школы экономики. Её руководитель заявил, что высокий уровень
образования – не приоритет, поэтому и Академия наук не нужна. ВШЭ не раз
поминалась как источник национальной угрозы. Другой учёный прямо назвал её врагом народного образования,
поскольку там считается, что нам не нужно иметь начального
профессионально-технического образования, ведь можно пригласить мигрантов.
Результаты такого курса очевидны по многочисленным техногенным катастрофам.
В Калининграде, как и повсеместно, высшая школа страдает от бюрократизации.
Закон не предполагает реального самоуправления в университетах. Поэтому
законодателю надо бы предписать всем докторам и кандидатам наук со стажем
обязательное участие в работе периодически созываемых конференций, этих
коллегиальных органов управления вузами, предоставив им решающий голос. Дело в
том, что из-за отсутствия самоуправления
возник замкнутый слой вузовской олигархии, которому нет никакого дела до
качества образования и его патриотической направленности.
На крайнем западе России всё большее влияние приобретают сторонники
вторичной германизации нашего края. Эти грантократы, плотно окружив руководство ряда учреждений образования и
культуры, забывшие о духе народности, насаждают дух кёнигсбергщины, унижая
национальные чувства русских, лишая представителей отечественной науки
учеников, отстраняя их от участия в научных мероприятиях. Ими ведётся, по
сути, сепаратистская пропаганда, зомбирующая молодёжь лживыми утверждениями,
что в Калининграде под влиянием «гения немецкой земли» сформирована новая
этническая общность со своей отдельной культурой и психикой. Поразительно,
но пока власть ничего зазорного во всём
этом не видит.
Конгресс призвал Федеральное Собрание
и правительство пересмотреть ошибочный курс, ориентирующийся на подготовку
«грамотных потребителей». Учёные, педагоги и деятели культуры исходят из того,
что России требуется возврат к парадигме творчества как традиционной основе
отечественного образования. Они выступили за возрождение общедоступного
образования, за приоритетное его развитие вместе с культурой, наукой и
инженерным делом, за радикальное увеличение их финансирования.
Конгресс посчитал необходимым пересмотреть законодательство и остановить разрушение системы бесплатного
образования, пресечь курс на деградацию человеческого потенциала. На нём
была образована Коалиция работников образования, культуры, науки и техники,
призванная помочь гражданскому обществу в его справедливых требованиях. Главное
– не опускать руки.
Владимир ШУЛЬГИН "Литературная газета"
Источник: http://№ 51-52 (6444) (25-12-2013) |