Праздник Крещения замыкает двенадцать святочных дней. В этот день Церковь празднует вхождение Иисуса Христа на путь служения людям, начало его проповеди. В день Крещения повсеместно в храмах, на реках, озерах, совершается водосвятие, обряд освящения воды в проруби, сделанной в виде православного креста.
Крещение господне - Святое Богоявление
19 января Святая Церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Это один из великих двунадесятых праздников, который празднуется, не менее торжественно, чем Рождество Христово. Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между собой святками, составляют единое торжество – праздник Богоявления. Именно в единстве этих праздников нам являются все три лица Пресвятой Троицы. В вифлеемском вертепе родился во плоти Сын Божий, а при Его крещении, из отверстых небес “Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь” (Лк. 3, 22) и был слышен голос Бога Отца, “глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!”
Святитель Иоанн Златоуст пишет, что “не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился”.
О событии же самого Крещения Господня можно рассказать следующее. Господь наш Иисус Христос, возвратившийся после смерти царя Ирода из Египта, рос в небольшом городе Назарете, находящемся в Галилее. С Пресвятой Своей Матерью Он пребывал в этом городе до Своего тридцатилетия, зарабатывая на пропитание Себе и Пречистой Деве ремеслом мнимого отца Своего, праведного Иосифа, который был плотником. Когда же исполнялся тридцатый год Его земной жизни, то есть время, до которого по закону иудейскому никому не позволялось учительствовать в синагогах и принимать сан священника, наступило время явления Его народу Израильскому. Но прежде того момента, по слову пророческому, должен был явиться Израилю Предтеча, на котором лежала задача приготовить народ Израиля к принятию Мессии, тот, о котором пророк Исаия предрек: “глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему”. Вдали от людей, во глубине суровой Иудейской пустыни был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, сроднику Пресвятой Девы, который еще во чреве матери своей, праведной Елисаветы, радостно взыграл, приветствуя своего Спасителя, о котором в мире еще никто не ведал, кроме Его Пречистой Матери, получившей благовествование от Архангела. Этот глагол Божий повелевал Иоанну выйти в мир с проповедью покаяния и крестить Израиль, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него.
Иоанн, внимая слову Божию, ходил по всей стране иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. Послушать его проповедь выходила вся иудейская страна и жители Иерусалима, которые крестились у него в водах реки Иордан, исповедуя свои прегрешения. У иудеев, приходящих к Иоанну, возникал естественный вопрос: Не он ли, чаемый всеми Избавитель, Утешение Израилево? Креститель же в ответ говорил: "Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым” . И вот, в один из обычных дней, когда Иоанн с проповедью обращался к собравшимся у Иордана иудеям, он Духом Святым узнал среди людей Того, пред Кем тридцать лет назад взыграл во чреве матери своей. Иисус пришел из Галилеи на Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна наравне со всеми. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Святой, видев перед собой Сына Божия, не подвластного греху, сам требовал от Него крещения, как находящийся под грехом ослушания, перешедшим от Адама на весь род человеческий. Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Он не имел нужды в этом крещении, как безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой Девы Марии и Сам, по божеству Своему, бывший источником всякой чистоты и святыни, но, так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к водам Иорданским, чтобы очистить их посредством крещения. Он пришел креститься для того, чтобы освятить Собой водное естество, чтобы и нам даровать купель святого крещения. Он пришел креститься еще и для того, чтобы Иоанн увидел исполнение глагола Божия, повелевшего ему выйти из пустыни: “На Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым”.
Святой Креститель подчинился слову Христову и Иордан принял в свои воды Того, повелением Которого начал свое течение. Как повествует Евангелие, после принятия крещения Господь тотчас вышел из воды. Об этом "тотчас” церковное предание повествует, что святой Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его до тех пор, пока тот не исповедовал все свои грехи. Только после этого человеку дозволялось выйти из воды. Христос же, не имевший грехов, не мог удерживаться в воде, поэтому тотчас и вышел из реки. Когда же Он выходил из воды отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Подобно тому, как во дни Ноя голубица возвестила об умалении воды потопа, так и здесь подобие голубя указывало на окончание потопа греховного. Дух Святой явился людям в виде голубя потому, что эта птица символ любви, чистоты и кротости. Так и Дух Святой есть источник чистоты, пучина человеколюбия, учитель кротости и мира.
Согласно церковному преданию, проповедь Иоанна Предтечи, а также крещение им Спасителя происходили на месте древней переправы через Иордан, приблизительно в 5-ти километрах от впадения реки в Мертвое море. Уже во времена царя Давида здесь был устроен паром, а в 19-м столетии это место именовалось “Паломническим бродом”, из-за множества паломников стекавшихся сюда для омовения в водах Иорданских. Именно этим путем, за 12 столетий до Рождества Спасителя, вступил древний Израиль, предводимый Иисусом Навином, в Землю обетованную. Здесь же, за тысячу лет до Боговоплощения, переправился за Иордан царь Давид, убегая от восставшего на него собственного сына Авессалома. В этом же месте переправлялись через реку пророки Илия и Елисей, а уже в христианскую эпоху этим же путем ушла в заиорданскую пустыню оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская. Сегодня о событиях святого Богоявления, совершившегося здесь, напоминает паломникам, расположившийся неподалеку, греческий монастырь святого Иоанна Предтечи.
Святая Церковь еще с апостольских времен празднует день Святого Богоявления, заповедуя в своих постановлениях так: “да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество”. В воспоминание Крещения, в котором Иисус Христос погружался в водах Иорданских, Православная Церковь издревле совершает в навечерие и в сам праздник великое освящение воды. Чинопоследование, по которому совершаются водосвятия и благодать, подаваемая в эти дни воде, одни и те же, как в день навечерия - Крещенского сочельника, так и в самый праздник Богоявления. Праздничное освящение воды ведет свое начало от традиции Церкви Иерусалимской, где уже в первые века христианства совершался праздничный выход к реке Иордан для воспоминания крещения Спасителя совершением водоосвящения. Издревле и в Церкви Русской, подражая традиции Иерусалимской, совершается в дни навечерия и Богоявления торжественное водосвятие. Благочестивые прихожане стремятся в эти дни запастись святой водой на целый год, чтобы хватило до следующего Крещения, а, приходя домой, окропляют свои жилища святой водой, сообщая им, таким образом, благодать великого праздника.
Купания в проруби на Крещение
Одной из главных и любимых многим традиций празднования Крещения является ныряние в прорубь. Но верующие часто бывают в раздумье: когда купаются на Крещение 18 или 19 января. Что ж, купаться начинают уже ночь в Сочельник, а продолжают в течение праздничного дня и еще несколько дней после.
На Руси считалось, что купание в ледяной воде способно оздоровить тело и душу человека, очистить от всех грехов, совершенных в прошлом году. Конечно, очиститься от грехов с помощью одной только проруби не получится. Но, традиция давняя и многие верующие ее соблюдают. Поэтому, надо делать это правильно.
Крещение Господа Иисуса Христа является одним из двенадцати наиболее важных православных праздников в течение года. День, когда купаются в проруби на Крещение – это, скорее, ночь с 18 на 19 число, а также все сутки самого Крещения, несколько дней после праздника.
Немного истории праздника
Крестил Иисуса Христа на реке Иордан Иоанн Креститель. Во время этого святого действа на Иисуса Христа сошел Святой Дух в виде голубя. Именно по этой причине после освящения проруби в ночь Сочельника принято выпускать в небо два голубя. В старину еще стреляли холостыми патронами в небо, после выпуска голубей. Но, сейчас обряд стрельбы не сохранился. Плюс к этому, очень редко, сейчас используется обряд выпускания голубей.
Когда купаться в проруби на Крещение
В день Крещения Иисуса Христа Бог явился сразу в трех своих лицах. Это был Бог Отец – голос, Бог Сын – плоть, и Бог Святой Дух – голубь. По этой причине праздник Крещения еще часто называют Богоявлением. Только после момента своего крещения Иисус Христос стал проповедовать на земле слово Божье и активно просвещать людей.
Празднование Крещения Господня
Сутки 19 января – это время, когда ныряют в прорубь на Крещение. Но следует помнить, это особенно подчеркивают священники, это не единственная традиция столь большого праздника. Празднование начинается вечером 18 января – в Сочельник. Традиции сочельника в Крещение во многом похожи с традициями сочельника в Рождество. На стол обязательно подается кутья, надо сходить в церковь. Также на стол в Сочельник подается кисель, блины.
Освящение воды, а затем забор святой воды домой или купание в проруби – важнейшая часть празднования Крещения. На реке или озере рядом с церковью вырезается порубь в виде креста. Крест ставится рядом с прорубью и обливается свекольным соком. Люди не боятся холода во время Крещения и активно окунаются в прорубь. Ведь, считается, что вода с этот день не способна нанести вред человеку верующему и духовному. Купание в проруби приносит человеку в Крещение не только здоровье тела, но и здоровье души.
Правила купания в проруби
Итак, купание в проруби на Крещение для каждого верующего человека – это приобщение к благодати Божией. Но, нельзя себя насиловать и заставлять лезть в воду, если этого не хочется. Особенно стоит воздержаться от купания в проруби тем, кто страдает от определенных болезней.
Людям, перенёсшим определённые заболевания, окунаться в иордань не рекомендуется
Не стоит окунаться в иордани людям с заболеваниями сердца, после инфарктов и при гипертонической болезни II и III стадии. Также следует избежать обряда тем, чьё здоровье ослабил туберкулёз, бронхиальная астма, эмфизема, воспаления мочеполовой системы, а также язва, холецистит и гепатит.
Перед участием в обряде следует ознакомиться с мерами безопасности
Самое первое правило — перед купанием необходимо разогреть тело. Сделайте лёгкую разминку или пробежку. Помните, что обувь, в которой вы будете подходить к проруби, должна быть нескользкой и легко сниматься. Также ни в коем случае нельзя прыгать в иордань со льда, в воду нужно входить постепенно по специальной лестнице.
Купание на Крещение в проруби
Те же, кто решил окунаться в прорубь, должны знать, как это правильно делается. Иордань обязательно должна быть освящена, а вот жестких правил по тому, как именно купаться, просто не существует. В основном, это быстрое погружение в воду три раза с головой. Надо креститься и произносить слова молитвы. Купаться надо в рубашках, а не купальниках. Считается негожим выставлять в процессе окунания на обозрение свое тело.
Крещенская вода обладает своими целебными свойствами. Именно по этой причине многих верующих манит прорубь. Но, следует помнить, что почувствовать целебные свойства святой воды можно и просто омовением.
Что можно делать со святой водой:
Вода не портится в течение всего года. Можно использовать ее в период болезней: пить по глотку утром натощак, сразу после молитвы. Хранить воду надо в плотно закрытом сосуде рядом с иконами. Это не просто жидкость, а религиозная реликвия. Можно окроплять жилище этой водой, чтобы изгнать злых духов.
Народные традиции Крещения
Какие еще существовали народные традиции кроме той, чтобы окунаться в прорубь в Крещение? Традиционно, как уже было сказано, выпускали голубей. Они являлись знаком Божественной благодати, которая во время крещения Иисуса Христа сошла на него.
Также на Руси при первом колокольном звоне верующие разжигали на берегу реки огонь. Он разжигался для того, чтобы Иисус, после крещения, мог погреться у огня. Вообще же, с этим днем было связано больше примет, чем поверий. После Крещения нельзя было стирать белье в реке.
Купаться в проруби на Крещение или нет, каждый верующий должен решать этот вопрос для себя сам. Но важно верить в том, что делаешь и быть близким к Богу не только поступками, но и своими помыслами. Только при такой комбинации святая вода сможет принести человеку те чудеса, на которые он рассчитывает.
Поговорки и приметы о Крещении
1) До трёх дней, до первого Спаса и после Крещения белья не трут.
2) На протяжении двенадцати дней после водосвятия в проруби нельзя стирать.
3) Коли на открытую воду пойдёт туман, то хлеба будет много.
4) Коли в Крещение собаки много лают, — будет вдоволь всякого зверя и дичи.
5) Если в этот день погода ясная и холодная — лето будет засушливое; пасмурная и свежая — к обильному урожаю.
6) Полный месяц — к большому весеннему разливу.
7) Звёздная ночь — лето будет сухое, урожай на горох и ягоды. Будет оттепель — к урожаю. Ясный день – к неурожаю.
8) Ветер подует с юга — будет грозовое лето.
9) Если во время литургии, особенно во время хождения на воду, идёт снег, то будущий год ожидается хлебородным, а от пчёл получится много роев.
10) Не кормят кур, чтобы огородов не копали.
11) Крещенские морозы: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи». «Святое Вадохрышча ваду каціла, ваду ачысціла і наверх пусціла» (белорус.).
12) От Водокрещей — до Евдокей живёт семь недель с половиной.
13) Погода этого дня указывает на погоду декабря. Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявленье, Благовещение, Светлое воскресение, Иоанново рождение.
14) Дуй не дуй, а великодень у порога. Дуй не дуй, не к Рождеству идёт, к великодню.
15) «На Крэшчэне чёрт з воды утекае, сядае на вэрбу. На Вэрбницу — снова з вэрбы на воду» (полесье).
Источник: http://Из интернета |