Интернет и сотовая связь прочно вошли в нашу жизнь. Вместе с тем современные технологии создают условия для появления новых идей у аферистов и мошенников. "Мир Новостей" предлагает изучить самые популярные уловки мобильных операторов и интернет-мошенников, чтобы не стать их жертвой.
"МЫ ВЕСЕЛО СПИВАЕМ..."
Кто из нас не получал навязчивых сообщений от оператора сотовой связи примерно следующего содержания: "Вместо простых гудков устанавливайте любые музыкальные хиты. Выгодно! 7 дней бесплатно. Затем - 7 руб. за сутки".
Ниже идет ссылка на сайт, если вдруг вас заинтересовало поступившее предложение. Хотя, конечно, большинство из нас все эти "фанерные хиты" мысленно посылает по определенному адресу.
Но если б все было так просто! Вы, мысленно отказавшись установить у себя на смартфоне какой-нибудь хит типа Сердючки про то, как "хоп-хоп, мы весело спиваем...", можете после этого долго не догадываться, что с вашего счета сотовый оператор теперь тихо и вроде бы законно начинает списывать денежные средства "за предоставление дополнительной услуги".
Эксперт-юрист из Общества защиты прав потребителей Юлия Соколова рассказала нам, что указанные действия сотрудников компаний сотовой связи можно со всеми законными основаниями трактовать как хищение чужого имущества или приобретение прав на чужое имущество (денежные средства на счете абонента, поступившие для оплаты основной услуги оператора) путем обмана или злоупотребления доверием. То есть речь идет о мошенничестве (ст. 159 УК РФ).
В деловом мире в таких случаях считается, что вам направлена так называемая оферта, предложение об услуге. Оператор начинает трактовать игнорирование абонентом оферты как... акцепт (принятие предложения оператора) со всеми вытекающими из такой трактовки правовыми последствиями для абонента. А вы наверняка не помните, что при подписании договора с сотовым оператором среди множества пунктов, в частности, было написано: о своем непринятии оферты вы обязаны сообщить оператору. В противном случае оператор радостно потирает руки, приняв "молчание клиента за знак согласия", и врубает вам счетчик, рублей по 6-8 в день, и за год ему набегает тысячи 2-3 явно не лишних для вас рубликов.
Предположим еще более удивительную вещь: вы по каким-то причинам взяли да и отключили один из телефонов, "привязанных" к данному номеру. Понятно, что вы не сможете после этого узнать, какие сообщения приходят на него. Но оператору так даже еще лучше, ведь ваши деньги будут списаны в любом случае. А потом бегайте, если есть лишнее время и силы, по судам, доказывая, что вас ограбили под видом "законного исполнения договора об услугах сотовой связи"!
Конечно, выручка операторов от такого "предоставления услуг" может достигать десятков миллиардов рублей в год, учитывая, сколько у них абонентов и такого рода "оферт".
СОВЕТ
Вам надо не только один раз отказаться от "оферт", получив sms с музыкальными или иными заманульками, но и сделать это принципиально раз и навсегда в офисе оператора, исключив возможность любых, навязанных таким вот образом предложений, от которых невозможно отказаться. Напишите им заявление и заставьте его при вас зарегистрировать!
РЕЗКОЕ ПОДОРОЖАНИЕ БЕСПЛАТНЫХ УСЛУГ
В последнее время поставщики услуг связи (мобильной, интернета) изобретают все более изощренные способы "относительно честного отъема денег" у своих доверчивых клиентов.
Например, один из интернет-провайдеров анонсировал бесплатную услугу "ночное ускорение интернета". Конечно, любители ночного активного "серфинга" по сайтам обрадовались и массово подписались...
Но недолго музыка играла. Месяц "ночное ускорение" существовало и действительно бесплатно, а потом оператор, подсадивший клиентов на услугу, врубил за нее абонентскую плату. Конечно, изначально людей не предупредили о грядущем вскоре изменении правил игры. Тем, кто стал возмущаться, даже и по телефону, медвежью услугу отменили и вернули деньги. До остальных могло еще даже и не дойти...
Сотовый оператор из так называемой большой тройки тоже недавно опустился до совсем уж мелкого жульничества. Он разместил у себя на сайте очень привлекательный рекламный баннер. И если вас угораздит на него нажать - у вас сразу же списывается со счета 150 рублей.
Тому, кто пристально не рассматривает все, на что он "кликает мышкой", - а таких большинство! - может показаться, что он может купить портативный внешний аккумулятор всего за 150 рублей, но на самом деле продается не аккумуляторная батарея, а лишь скидка на ее покупку. После оплаты вы будете переведены на магазин, где товар доступен за 1100 рублей.
Нажатие на рекламный баннер опасно для всех абонентов данного мобильного оператора, поскольку клик сразу же засчитывается как согласие на получение скидки, после чего деньги мгновенно списываются со счета.
Получается: либо покупай не очень-то нужную тебе батарею и тогда скидку получишь, либо деньги просто улетели со свистом в карман хитрого оператора связи.
Это явно недобросовестная реклама, вводящая покупателей в заблуждение. Ведь подавляющее большинство пользователей сайта думают, что за 150 рублей продается портативный аккумулятор, а не скидка на его покупку. Интереснее всего то, что сотовая компания не возвращает деньги за этот купон до покупки портативной батареи, поэтому людей можно считать просто обманутыми.
СОВЕТ
Будьте бдительны в обращении с рекламными баннерами даже на солидных сайтах, не кликайте их без серьезной надобности, просто из любопытства. И тем более не подсаживайтесь сразу на так называемые бесплатные услуги от сотовых и интернет-операторов - эти услуги вскоре, как правило, становятся очень даже платными!
КЛЮЧ БЕЗ ПРАВА ПЕРЕДАЧИ
Куда более серьезная проблема возникает все чаще у тех потребителей, кто наивно дает мошенникам заветный доступ к своим кредитным или дебетовым картам в мобильном банке. Здесь вообще раздолье для жуликов, поскольку зачастую все ключи к деньгам и телефону пользователи... отдают им сами!
Простой пример: вы скачиваете очередное приложение на смартфон с сомнительного ресурса (а поди разбери сегодня среди тысяч предложений, где истина, а где замануха) или, скажем, вы скачиваете бесплатную игру для смартфона. Эти приложения и стоящие за ним интересанты запрашивают доступ ко всем данным пользователя.
Если вы неискушенный пользователь, то без задней мысли разрешаете этот доступ. И здесь кроется основная засада! Разработчик приложения получает всю информацию о ваших действиях в телефоне, в том числе о том, какой набор цифр вы чаще всего используете. Эти цифры в огромном количестве случаев и являются паролем от приложений вашего банка.
Следующий шаг жуликов - перерегистрация вашего телефона, ведь они уже знают пароль, к которому привязана карта. Чтобы это получилось, а вы не сообразили что к чему, они, например, взламывают вашу страницу на излюбленном вами сайте. Например, там, где вы делаете интернет-покупки. При этом они пытаются переключить ваш телефон, ведь любая посторонняя оплата отразится на нем в виде СМС-сообщений.
Дальнейшие действия описывает наш специалист по интернет-мошенникам, известный айтишник Андрей Звягин:
"Злоумышленники вводят свой номер телефона, чтобы его перерегистрировать. Однако сайт все еще привязан к вашему, и вы получаете код. И тут самое главное: за секунды до того, как код придет на ваш телефон, вам поступает звонок. На том конце провода человек, представившись оператором сотовой связи, говорит, что вам отправили код, и под любым предлогом просит произнести его. А некоторые из них и вовсе могут прислать вам ссылку на сайт-клон банка и попросить внести все свои данные карты, объясняя это тем, что произошел сбой в системе. Как только вы это делаете, ваш телефон автоматически удаляется с этого ресурса. И дальше уведомления об оплатах будут приходить к ним, собственно, как и деньги".
СОВЕТ
Никогда не давайте доступ к данным пользователя на вашем смартфоне, кто бы и под каким серьезным предлогом его ни запрашивал. Лучше отказаться от очередной покупки, чем в итоге потерять солидную сумму денег с банковской карты.
Подготовил Евгений Малякин
Источник: https://mirnov.ru |