В детском проекте «Настя и Никита» вышла книжка
«Невидимый слон», героиня которой — незрячая девочка. Многие читатели и
эксперты называют эту книжку «особенной». Шеф-редактор проекта Алина
Дальская рассказала историю ее создания.
В этой удивительно светлой книжке, казалось бы, не происходит ничего
особенного. Девочка рассказывает о том, как дома с мамой играла в
прятки, как ходила с папой в музей, услышала там про слона и поразилась
тому, какой он огромный, потом рисовала его в художественной студии и
ходила в зоопарк. Обычный рассказ обычной девочки о своей жизни, через
эпизоды которого перед читателем открывается пронзительная истина:
невидимый слон стал частью большого мира, в котором полно и ярко живет
ребенок, лишенный зрения.
Текст этой книги попал к нам в результате конкурса, который мы
ежегодно проводим для авторов на страничке «Самиздат» электронной
библиотеки Мошкова. Должна заметить, что последний конкурс был очень
результативным — по его итогам мы отобрали около десятка текстов. Но вот
что удивительно: «Невидимый слон» Анны Анисимовой не был отмечен ни
одним из членов жюри — думаю потому, что тема показалась «не детской».
Тем не менее, он стал бесспорным лидером в номинации «Приз читательских
симпатий», победив в ней с огромным отрывом!
Этот читательский выбор заставил нас присмотреться к тексту Анны
внимательнее. Стало очевидно, что тема очень востребована обществом, а
значит, стоит подумать, что все-таки можно сделать, чтобы книга увидела
свет. Доработка в основном свелась к тому, чтобы сделать сюжет понятным
не только взрослым, но и детям. Большую роль в этом сыграли иллюстрации,
выполненные Дианой Лапшиной, которые помогают тонко и деликатно
раскрыть тему.
Я спрашивала у Анны, почему она написала этот рассказ. И вот что она
ответила: «В 2000-м году, когда я поступала в Новосибирский
госуниверситет, в нём запустили первую в России программу "Доступное
высшее образование для людей с ограниченными возможностями”. Благодаря
этой программе университет смог поддерживать незрячих молодых людей,
слабовидящих, с диагнозом ДЦП и других в их желании получить высшее
образование. И я очень хорошо помню, что в свои шестнадцать лет поняла,
что просто не знаю, как живётся таким моим сверстникам, как они учатся,
какие у них вообще есть возможности. А всё почему? Потому что за всю
жизнь я ни разу с ними не сталкивалась. И мне кажется, что это
неправильно. Мы же не разделяем в обществе детей, у которых есть мама и
папа, от детей, у которых есть только мама или только папа. Тогда почему
мы отделяем детей, которые хорошо видят, от детей, которые видят плохо
или не видят совсем? Мы сами создаём разные миры там, где может быть
один общий мир».
Я абсолютно солидарна с Анной в том, что эта книжка — не об
инвалидности, и не о сочувствии. Скорее она о том, что все люди разные, у
каждого свои особенности и возможности. Кто-то плохо слышит, а у
кого-то идеальный музыкальный слух. Один прекрасно рисует, а другой даже
пишет неразборчиво. Кто-то выигрывает соревнования по бегу, а кто-то с
трудом передвигается. По большому счету у всех людей абсолютно разные
возможности — в чем-то мы гении, а в чем-то абсолютно неуспешны. Но
разве это главное? Главное, что все мы нуждаемся в любви, дружбе,
заботе, душевном тепле. И что мы сами можем дарить все это тем, кто
рядом.
Конечно, очень важно создавать среду, в которой было бы удобно людям с
разными возможностями. Но мы — издательство, мы не умеем строить
пандусы. Зато мы делаем детские книги. Мы хотели, чтобы ребёнок узнал в
главной героине себя — весёлого, любознательного, любимого родителями. И
понял, что если человек немного другой, то для общения, дружбы и
поддержки — это не препятствия.