Три новости:
Ø
2014 год объявлен в России Годом культуры. В
указе, который подписал президент В.В. Путин, говорится, что Год культуры будет
проведен с целью «…привлечения внимания общества к вопросам развития культуры,
сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем
мире».
Ø
3 февраля московский десятиклассник принес в
школу два ружья и, взяв одноклассников в заложники, убил двух человек, а
третьего тяжело ранил.
Ø
10 февраля в Южно-Сахалинске вооруженный мужчина
ворвался в храм Воскресения Христова и открыл стрельбу
из помпового ружья. Двое (в том числе монахиня) убиты, шестеро ранены.
Неслабо год
культуры начинается.
Попробуем
задуматься: а что такое с нами происходит? Откуда такая кровожадность? Почему
при малейшем конфликте благопристойный внешне человек хватается за оружие и
начинает залпами палить по живым людям?
Достоевский
когда-то скорбел о слезинке, пролитой невинным ребенком. А ныне воспитатели
детских садов сообщают, что дети дерутся, еще не научившись твердо держаться на
ногах. Более того, если пожаловаться родителям (дескать, как вы воспитываете
малыша, примите меры!), то папы-мамы прибегают в дошкольное учреждение и, выясняя
«кто обидел нашего мальчика/девочку», начинают драться между собой.
И это не
какие-то спившиеся маргиналы, а вполне благополучные, образованные, вроде бы
культурные граждане.
Далее везде.
Дерутся школьники, учащиеся профессиональных училищ, выясняют отношения
студенты, в армии процветает дедовщина, а автолюбители, столкнувшиеся в ДТП или
застрявшие в пробках, выясняют отношения при помощи травматического оружия.
Такое
впечатление, что никто не знает других способов разрешения конфликтов. Никаких
переговоров, никаких компромиссов. Только ногой в челюсть, только битой по
голове, а при наличии оружия - огонь очередями от живота.
Откуда это у
нас?
3 февраля на
заседании президиума Совета по культуре и искусству в Пскове президент России
В.В. Путин сказал: «Культура наряду с образованием, просвещением формирует
человеческий капитал нашей страны. Это часть нашего исторического кода,
национального характера. И потому государственная культурная политика должна
охватывать все стороны жизни, способствовать сохранению традиционных ценностей,
укреплению глубоких духовных связей с родной страной, повышать доверие между
людьми, их ответственность и гражданское участие в развитии нашего
государства».
Все верно.
Задача поставлена правильно.
Но поскольку
культура вообще - это нечто идеальное и мало осязаемое, рассмотрим такое ее
материальное воплощение, как литература. Или, точнее, книги.
Итак, входим в
любой книжный магазин. Первое впечатление - лепота! Книг много, они
разнообразны, ярко оформлены, хорошо изданы. Библиофил социалистических времен,
когда в избытке были только материалы съездов партии, просто захлебнулся бы от
счастья в современном книжном изобилии.
Но мы не
захлебываемся. Более того, с каждым годом читателей в нашей стране все меньше.
(При том, что число издаваемых писателей стабильно растет).
Что же происходит?
А вот что. Мы
теперь живем в рыночной экономике, и политикой книгоиздания правит рынок.
Хорошо это или плохо? Чтобы найти ответ рассмотрим книжные прилавки
повнимательнее.
Первое, что
бросается в глаза, - наличие в современной литературе всего нескольких, но
больших серий. «Метро», «Сталкер», «Кремль», «Свалкер», «Дозоры» и т.д.
Раскроем любую
из любой серии:
«Следующие
секунды были наполнены свистом рассекаемого воздуха, чавканьем вспоротой плоти
и журчанием освобожденной крови. Когда залитый кровью бетон усеяла искромсанная
плоть вперемешку с бесполезным оружием, последний оставшийся в живых…». Бр-р-р…
Возьмем другую.
«На вышках
расположенных в углах опорного пункта, заливались пулеметы. С леденящим душу
воем, который оборвался омерзительным чавканьем, разлетелся на куски кто-то
очень обширный и нехороший». Мда.
А ну-ка из
другой серии.
«Много народу
погибло в тот день, когда живым потоком гигантские крысы, такие большие, каких
никогда не видели ни на станции, ни в туннелях, затопили и смыли и выставленные
кордоны, и станцию, погребая под собой и защитников, и население, заглушая
стальной массой своих тел их предсмертные вопли, полные боли и отвращения.
Пожирая все на своем пути, и мертвых, и живых людей, и своих убитых собратьев,
слепо, неумолимо, движимые непостижимой человеческому разуму силой, крысы
рвались вперед, все дальше и дальше».
Как-то невесело
все. С рвотными позывами. А вроде бы литература - нечто по определению доброе,
светлое, вечное…
А вот еще кусочек.
Совсем без трупов. Можно сказать жизнеутверждающий!
«- Лучшее
средство от тошноты - два пальца в рот, - назидательно поведал Максу Шурик
и уже собирался развить свою мысль, но впереди раздалась длинная автоматная
очередь, а следом за ней несколько ружейных выстрелов».
На этом пока
остановимся и подумаем. А почему так все? Как получилось, что от идеалов
гуманизма и просвещения наша великая литература скатилась в подобное… гм...
безобразие?
А все очень
просто. Законы рынка.
И дело не в
том, что «читатель это требует». А в том, что законы рынка едины и не зависят
от того, чем вы торгуете. Овощи, книги, лампочки или пресловутые прокладки с
крылышками… правила всегда одни: то, что изображено на этикетке, должно в точности
соответствовать тому что внутри.
Допустим, вы
покупаете помидоры, упакованные в пакет. Если на обертке изображены крепенькие
спелые овощи стандартного размера, покупатель должен быть уверен, что и внутри
точно такие же. Причем строго одинакового размера, сорта и цвета.
Аналогично в
книжной торговле. Выбирая раскрученный бренд (это рынок, брат!), например,
«Сталкер», читатель заранее знает, что он обнаружит внутри. Главный герой,
суровый, обвешанный оружием мужик, будет проникать в Зону и там примерно
два-три раза на страницу валить из верного калаша разнообразную нечисть.
Вернувшись, он напьется в баре с такими же мрачными и суровыми, потом пойдет к
даме легкого поведения (жен у героев не бывает) и, спустив деньги (или даже
раньше), вновь отправится в Зону, чтобы стрелять и валить.
Аналогично
можно было бы кратко описать и прочие бренды (серии), но читатель и сам знает,
что там внутри.
Такова нынешняя
литература.
Но может быть в
стране, давшей миру Толстого, Чехова, Достоевского, Пушкина, Гоголя, Пастернака,
Иосифа Бродского, Анну Ахматову, Булгакова (перечислять можно до
бесконечности)… остались еще люди, которые хотели бы писать о чем-то достойном?
Это никого не
волнует.
Издательствам
не интересно заниматься раскруткой какого-то новичка, который написал пусть
хорошую, но единственную вещь. Реклама - это расходы. А раскрученный бренд сам
дает устойчивый доход.
Поэтому каждый,
кто хочет зарабатывать написанием книг, должен или «творить» в рамках заданного
бренда, или идти в ларек торговать картошкой. На книжный рынок ему не
пробиться.
А в итоге мы
имеем то, что имеем. Герой нашего времени не мучается мыслями о смысле жизни.
Он берет оружие и идет убивать. В рамках навязанной нам культуры.
Или все-таки
под словом «культура» следует понимать что-то другое? Надо бы с этим
определиться.
Надежда Максимова
Источник: http://www.za-nauku.ru |