Родителям наверняка знакомы следующие обстоятельства: их ребенок первоклассник долго не может адаптироваться в школе, не хочет учиться.
На уроки идет, что называется, из-под палки, домашние задания готовить отказывается. А в школе вроде бы все нормально: с учителями и одноклассниками отношения хорошие, учебный материал понятный и доступный, выполнение классных работ не вызывает трудностей. Родители серьезно обеспокоены.
В чем же дело?
Бывает, ребенок просто не может заставить себя быть усидчивым в классе и выполнять требования учителя. Он не в состоянии преодолеть себя, и это вызывает в нем активное противодействие. Так случается с импульсивными, расторможенными детишками.
А иногда причина в том, что родители, сами того не понимая, развили у ребенка неприятие школы. Либо они пугали малыша (Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!), либо рисовали школьную жизнь слишком безоблачной.
Встречаются такие случаи, когда у младшего школьника прежний вид деятельности - игра - еще очень ярко проявляется, и ему трудно перейти к учебе. Тут важно, чтобы школьные принадлежности, рюкзак, одежда и обувь были удобными и не доставляли проблем ребенку в школе.
В книге австрийского психолога Г. Эберлейна "Страхи здоровых детей" описан такой случай. Ребенок семи лет, впав в отчаяние и бросив портфель к ногам учительницы, заявил, что больше в школу не придет, потому что из-за учебы у него не остается времени играть. Этого мальчугана с трудом удалось-таки вернуть в класс.
Что же делать родителям?
Правильно воспринимать самого ребенка в качестве школьника и результаты его учебы. Важно, чтобы маленький ученик имел право на ошибку. Не нужно сразу требовать от него безукоризненного выполнения заданий, только отличных оценок и неизменных похвал со стороны учительницы. Малыш должен понимать, что научиться чему-либо без оплошностей никому еще не удавалось. Любой промах можно и нужно исправить, и каждая ошибка помогает лучше понять материал. Так первоклассник будет правильно воспринимать то, что он делает, и научится самоконтролю.
Необходимо научить школьника понимать, что причины успехов и провалов спрятаны в нем самом. Нужно понять, что привело к успеху, а что - к противоположному результату, и по возможности исправить ситуацию.
Важно действительно верить в ребенка. Пусть он живет с сознанием, что ему по плечу любые трудности, что вы непременно поможете ему, что бы ни случилось.
Следите за тем, чтобы ваш первоклашка не переутомлялся за уроками, однако контролируйте, чтобы он старался и выполнял задания правильно.
Организуйте жизнь школьника так, чтобы его прежний распорядок был очень похож на нынешний и отличался лишь учебой в школе. Обеспечьте малышу полноценный отдых и сон.
Помните, что ваш ребенок еще по-прежнему маленький. Он хочет, чтобы вы посадили его к себе на колени, приласкали, дали ему почувствовать, что он любим и находится в безопасности. В то же время давайте ему понять, что он уже большой.
И напоследок запомните, что все ваши усилия возымеют положительный результат только в том случае, если будут основываться на последовательности, настойчивости и доброте.
Источник: http://www.dal.by/news/149/04-05-18-1/ |