Священник из Луганской области - о причинах кровавых событий на юго-востоке Украины. "Суббота" познакомилась с отцом Александром Авдюгиным на фестивале православных СМИ "Вера и слово '2014". В Москву он приехал из тех мест, где линия фронта была совсем близко, - из маленького городка Ровеньки Луганской области. Там он служит настоятелем храма святых праведных Иоакима и Анны, построенного в память о погибших шахтёрах.
- Вы хотите, чтобы я опять рассказывал о войне? - с грустью в голосе отреагировал батюшка на мою просьбу об интервью...
На фестивале священник Александр Авдюгин был нарасхват. И не только потому, что совершает подвиг служения, оставаясь вместе со своей паствой в родном городе рядом с зоной боевых действий. А прежде всего потому, что отец Александр замечательный проповедник, писатель. И вдобавок с прекрасным чувством юмора.
На его счету пять книг, общий тираж которых составил уже больше 100 тысяч экземпляров. Он активный интернет-пользователь. В "Живом журнале" у батюшки почти четыре тысячи читателей, на Facebook столько же.
В чем виноваты украинские священники
- Отец Александр, я случайно услышала, как в разговоре с одним из участников фестиваля вы сказали, что в происходящем сегодня на Украине отчасти виноваты и священники, потому что в своё время вы не уделяли должного внимания тем молодым людям, которым сегодня по 20-25 лет...
- Да, мы действительно виноваты в том, что упустили целое поколение молодёжи. В итоге выросли люди, воспитанные на уровне какого-то пещерного натурализма с идеологической подоплёкой, что "Украина превыше всего".
Мы упустили тот момент, когда Пушкина стали изучать в русских школах всего по два-три часа, когда Гоголя стали называть украинским изменником.
Мы не обращали особого внимания на то, что у нас переписывают историю, что в правительственной газете "Голос Украины", издаваемой по указу президента, появлялись статьи, где писали, что украинцы -- это арии, на то, что всё искусство мира у нас вдруг сконцентрировалось на уровне именитых украинцев и, по мнению многих из них, Христос вообще под Сумами родился.
Мы смеялись и говорили, что это всё ерунда, шуточки. Оказалось, не шуточки. А самое страшное началось тогда, когда стали проводиться факельные шествия, когда люди уже выходили на улицы с бандеровскими флагами и чисто фашистскими лозунгами. Нас тоже тогда успокаивали: мол, всё это перебесится и успокоится. Но не перебесилось. Потому что всё тщательно и заранее готовилось.
Возьмём, к примеру, формулы Майдана. Это формулы харизматической церкви (христианской секты): "Два притопа, три прихлопа, аллилуйя, я спасён!" Так и здесь: "Кто не скачет -- тот москаль". Это чисто харизматические установки, сектантская технология, разработанная давным-давно на основе ритмики, броских формулировок и тезисов. И безо всяких экскурсов в реальную историю. Когда история подаётся исключительно в ракурсе борьбы за независимость Украины от Московии.
Так и начался водораздел между русским и украинским народом, который по сути своей вообще един.
Я внучку спрашиваю: "Ты свой дневник ведёшь на русском или украинском?" -- "На русском". -- "Правильно. И Тарас Шевченко тоже его на русском вёл". Она взяла и брякнула об этом в классе. И что? Учительница её из класса выгнала.
Сегодня Патриарх говорил о том, что первый митрополит в Русской церкви был митрополитом Киевским и Московским. И Юрий Долгорукий был князем Киевским. Но об этом на Украине нигде ничего не говорится. И это всё тоже наше упущение.
Наша, священников, вина в том, что мы пошли по протестантскому пути. Сосредоточились целиком и полностью только на Священном Писании, а Священное Предание (каноны, творения святых отцов и жития святых. -- Прим. ред.), а также исторические параллели и примеры помощи из жизни наших святых мы отбросили. Тогда как православие стоит именно на двух китах -- Писании и предании. Они друг друга дополняют, они едины. В результате получили то, что получили.
Что и говорить, если у нас молодёжь не помнит имён своих прабабушек и прадедушек. А найти в своём доме фотографию прабабушки так и вовсе никто не сможет. Да, у 99% современных людей подобных фото нет. Всё, что угодно у нас в доме в рамках на стенах висит, даже фотографию лошади Пржевальского можно у кого-то обнаружить, но только не снимки родных.
И это всё привело к такому страшному озлоблению. Дьявол пляску пляшет на земле украинской... И все эти разговоры о том, чтобы остаться единым государством... простите, но абсурдно. С весной всё вспыхнет по новой. Сейчас всё утихает, потому что есть нечего и холодно на улице...
Да, надо искать пути примирения, договариваться...
По обе стороны баррикад
- Реальную поддержку со стороны России в Луганской области вы ощущаете?
- Молитвенную -- да. А то, что войска из России к нам посылают, -- это враньё всё!
Да, оружия у нас полно. Его всегда было много, а сейчас ещё и захватили достаточно. Его хватит на снабжение ещё целой армии. Правда, старьё всё. Но его полно. И это страшно, честно говоря.
Да, россиян, которые переходят границу и по зову сердца приходят помогать нам защищать свои дома, тоже много. Казаки среди них есть. Для этих людей единство православного народа не просто какой-то лозунг, а цель, пропущенная через душу.
И я прекрасно их понимаю. Они сами ко мне приходят и говорят: "Батюшка, я приехал оттуда-то вам помогать, благословите". Они приезжают не убивать, а мир защищать. И я не благословляю их на братоубийство. Я благословляю их на защиту наших домов и семей и на то, чтобы они живыми остались.
Другое дело, что сейчас у нас любое действие и любое слово священника переиначивают на свой лад и воспринимают с точки зрения политики. Причём и с одной, и с другой стороны баррикад.
На праздник усекновения главы Иоанна Предтечи я разместил в Интернете фотографию арбуза с ножиком -- чтобы предупредить людей, что в этот день не грешно резать всё круглое по форме. Что существующая народная традиция воздерживаться от подобных действий в этот день -- суеверие. Ну и какой первый комментарий был написан? Арбуз полосатый -- значит, колорад, сепаратист. Да ещё и с ножом.
- Страшно...
- Страшно. Я отпеваю мальчишек с обеих сторон. Потому что дети многих наших прихожан учатся в институтах в разных городах Украины, их оттуда забирают в армию, и они приезжают воевать против нас же. И гибнут.
Недавно к нам в церковь на отпевание привозили мальчика 22-х лет. Его останки по частям собрали и сложили в гроб. А кто-то мне даже претензии предъявлял – ты, что укропа отпеваешь? Да он для меня никакой ни укроп, а такой же христианин как все. Он был крещён в нашей церкви, на службы ходил. Но его взяли и забрали в национальную армию.
Поэтому я никогда и никого не могу благословить убивать кого-то. А вот о мире молиться и защищать свою родную хату -- об этом буду всегда молиться. Потому что одно дело подставить щёку, когда тебя лично оскорбили, и другое дело, когда оскорбляют твоего брата или сестру во Христе -- тогда действует другая заповедь: "Душу положить за други своя".
- А что будет, если ополченцы сложат оружие?
- Не знаю. Самые различные ситуации могут возникнуть. Я очень обрадовался тому хрупкому заключению перемирия, которое произошло. Пусть уж лучше будет хрупкий мир... Но дело в том, что слишком много потенциального зла сейчас находится в руках отдельных людей: это и оружие, и ненависть, и возможность влиять на умы...
Я могу только молить Бога: "Господи, вразуми их!" Надо называть вещи своими именами: на Украине идёт не чужеземное нашествие и не отечественная война. А самое настоящее гражданское противостояние.
Бесшабашных сволочей сколько угодно и на одной, и на другой стороне.
Я знаю историю, когда командир солдатиков срочной службы из Киева накрутил на палку белую простыню, пришёл к нашим ополченцам и сказал: "У меня в отряде ещё совсем пацаны, а вы здесь здоровые мужики, которые через всё прошли. Перестреляете моих мальчишек за 15 минут. Давайте мы повоюем в разные стороны. Вы туда постреляете, а мы туда постреляем -- и отчитаемся перед своим начальством, что каждый из нас победил. А я потом уведу своих пацанов".
Так и получилось. Они смогли договориться. Ни один человек в этом бою не погиб. Я сейчас отцу Димитрию Смирнову (известный московский проповедник и богослов. -- Прим. ред.) об этом случае рассказывал, а он говорит: "Слушай, а мне тоже подобную историю недавно рассказывали, но в другом месте она происходила".
Вот такие поступки надо приветствовать. Я даже согласен с тем, когда по обе стороны баррикад в перерывах между перестрелками делят поровну ящики с водкой. Это хоть на миг, но согласие. А когда идут по улице и в каждую хату по гранате бросают -- это страшно...
"Мы теперь знаем друг-друга по имени"
- А в храм люди ходят?
-- Да, храмы полные. Даже летом, когда половина населения выехала и была очень тяжёлая обстановка. Ровеньки городок небольшой, у нас где-то 110 тысяч человек живут.
Мы с матушкой своих детей в Крым отвезли, а когда возвращались, жуткое впечатление у нас было от увиденного в городе: ни машин, ни детей бегающих, пусто. Вы даже не представляете, как это страшно, когда дети по улицам не бегают и не кричат! Это жутко! Правда, сейчас тоже жутко. Потому что сейчас наши дети играют в "колорадов" и "укропов".
Словом, когда мы с матушкой приехали, думали, что в храме будет так же пусто. А в храме полно народу. Ещё интересное наблюдение сделал и со всеми им делюсь: в военном городе есть особенность одна -- все друг с другом теперь здороваются. Вне зависимости от того, знакомы или нет. И улыбаются.
И в Луганске так же. Когда там блокаду сняли, я туда поехал, и мне говорят: а мы теперь все друг друга по имени знаем...
- Детей отвозили в Крым к родным?
- Нет, к одному интереснейшему человеку. Он фармацевт с очень серьёзным образованием и колоссальным опытом. Но он крымский татарин.
Мы совершенно случайно познакомились, просто Бог свёл. Приезжал я нему отдыхать с семьёй каждое лето десять лет подряд. И этим летом он не дал мне забрать ни дочку, ни внучку. Ещё и матушку оставлял. И деньги за проживание отказывался взять.
Беженцам с Донбасса он сдавал первые этажи в своих домах только за коммунальные платежи... И это при том, что татары остаются при мнении, что Крым был аннексирован.
Моих детей он хотел оставить до следующего года. Я их забрал уже перед самым началом учебного года, когда школы стали у нас открываться, линия фронта в сторону отошла. Вот такая ситуация. Я православный священник, он мусульманин, мы вечно с ним спорили по вопросам религии, у нас разные ментальности, разное мировоззрение, но мы сохранили наши прекраснейшие отношения.
А на родной Украине, казалось, был единый народ с едиными традициями, и вдруг такая злоба, такие разделения...
- А почему, на ваш взгляд, некоторые священники переходят на сторону Киевского патриархата?
- В Киевский патриархат у нас уходят только по одной причине -- когда в священстве ищут материального благополучия. А стимулом к этому могут служить две позиции: неудовлетворённые личные амбиции плюс политическая ангажированность.
То есть когда человек выше всего ставит своё "я". А между тем каждый священник, какой бы он ни был, должен понимать: если он ставит Бога выше своего "я", если он христоцентричен, то Господь, видя это, всегда даст ему по мере его таланта и сил.
Наталия ЗАХАРЬЯТ
Протоиерей Александр Авдюгин
Родился в 1954 году в Ростове-на-Дону. Служил в армии, работал в шахте, затем в издательском отделе Свято-Введенской Оптиной пустыни. Священником стал в 36 лет. Закончил Киевскую духовную академию. Магистр богословия. Автор пяти сборников рассказов ("Приходские хроники", "Приходские хроники-2", "Господь управит", "А настоятель молится", "Грех батюшки и другие рассказы"), а также книг "История храмов Ровеньковского благочиния" и "Архиереи Луганщины".
Источник: http://www.subbota.com |