«Учите ребенка быть источником радости для себя самого»
Даже если вы не сразу вспомнили, кто такой Ник Вуйчич, вы наверняка слышали его историю. Он родился без рук и ног, но сейчас умудряется дарить надежду миллионам. Он сделал карьеру и женился. Не так давно стал отцом во второй раз. О воспитании детей, о негласных правилах общения с инвалидами и о том, каково это — быть человеком с особенностями и жить счастливо — Ник Вуйчич рассказал Юлии Лукьяновой.
Ник, в вашей книге я прочла, что вы не считаете детей жестокими, и это хорошо, когда в детстве с обычными здоровыми ребятами учатся и ходят в сад дети с заболеваниями, внешними дефектами. Вы действительно так думаете? Почему?
Да, действительно, и считаю, что мальчиков и девочек с самого детства нужно учить, что это нормально — быть разными. И что их друзья могут быть разными, но именно такие мы и нужны друг другу. У нас в обществе существует шаблон: мы обращаем внимание на внешнюю красоту. Целые страны работают на эту индустрию, но вы не найдете ни одной экономики, которая работала бы на красоту внутреннюю. А ведь это самое важное! Так вот я считаю, что когда дети общаются друг с другом, они учатся «общению сердцем», без оглядки на внешность. Например, ребята в моей школе в конце концов узнали, что я не только с особенностями развития, но и интересный, начитанный, с отличным чувством юмора человек! В старшей школе я вообще был президентом класса. Мои родители поддерживали мое стремление общаться с одноклассниками. Большинство из них относились ко мне хорошо, мой пример даже вдохновлял. Кстати, со многими одноклассниками мы общаемся до сих пор.
Вы сталкивались с жестоким отношением? Как с этим справляться? Есть ли универсальные советы?
У меня в основном положительный опыт общения со сверстниками. Хотя изредка бывало. Но в то же время травля и отторжение способствует выстраиванию внутренней системы защиты. Как справиться?
Для этого надо:
1. Осознать, кто он на самом деле, чтобы никто не смог убедить его в ином, испортить настроение.
2. Принять на себя ответственность за свое поведение и счастье, чтобы другие не имели власти над ним.
3. Выстроить систему ценностей, которую не по силам поколебать никому.
4. Создать внутреннюю зону безопасности, где можно будет мысленно черпать силу и утешение.
5. Сформировать с кем-то близким по духу прочные и надежные отношения, которые помогут бороться с травлей.
6. Научиться следить за своими реакциями на травлю и контролировать их.
7. Сформировать духовную основу, которая поможет уверенно противостоять преследованию.
8. Использовать возможность учиться на горьком опыте и становиться сильнее, мудрее, увереннее. Это поможет преодолевать любые препятствия и решать все проблемы в дальнейшей жизни.
9. Создать защитную стратегию борьбы с преследователями любого рода.
10. Выработать в себе способность к сочувствию, чтобы чувствовать боль других людей и при необходимости помогать им бороться с жестокостью.
То же самое справедливо и для родителей. Если ваш ребенок еще мал — помогите ему сделать эти шаги. Вместе вы будете в два раза сильнее.
Знаете, может, я повторюсь, но надо научить ребенка простым духовным ценностям и пониманию, что никто не должен относиться к нему как-то по-особенному. Возможно, ровесники растеряются, если ребенок с особенностями вместо того, чтобы убегать, отходить в сторону — потянется к ним. Демонстрируя одноклассникам не страх и панику, а любовь, интерес. Ребенок внутренне проживает свои переживания и становится мудрее.
Учите ребенка быть источником радости для себя самого. Учите осознавать и радоваться мелочам, всему хорошему, что есть в его жизни: собственным талантам и способностям, красоте заката, маминому поцелую, радости щенка при его возвращении домой. Пусть он «складывает на счет» все радости своей жизни и обналичивает их, когда кто-то попытается испортить его день. Люди могут порвать тетрадь, спрятать пенал, но до радости, которая живет внутри, — им не добраться.
А еще учите своего ребенка терпению. В некоторых ситуациях нужно огромное его количество. Когда меня ровесники доставали в старших классах, я не видел впереди никакого выхода. Мне казалось, что издевки и мучения никогда не кончатся. Отсутствие перспективы повергало меня в депрессию и отчаяние. Когда меня начинали донимать, я сразу же старался уйти. Прятался в кустах так часто, что одноклассники в какой-то момент, наверное, стали принимать меня за растение.
А ведь терпение могло бы оказать мне тогда большую помощь. А если бы я научился смотреть в будущее, это облегчило мои страдания. Я все время думал: «Этот парень будет мучить меня всю жизнь». Терпение сказало бы мне: «И это тоже пройдет».
Не секрет, что большинство людей не знают, как правильно вести себя с человеком внешне или внутренне не таким, как они. Можно ли обычному ребенку объяснить, как правильно общаться с особым человеком?
Что важно? Нужно понимать, что у всех есть проблемы, не важно, есть у нас руки, ноги, правильные черты лица или слух, зрение. Мы дружим и общаемся совсем по другим причинам. Так что главный совет — искренность. Заинтересованность. Желание помочь. Да, среди детей — людей с ограничениями — есть и такие, которые говорят, что им не нужна никакая помощь. И никто не нужен. Для этого у нас есть принятие. Нужно потихоньку, день за днем, но ненавязчиво «объяснять» такому человеку, что вы нужны друг другу. Объяснять не столько словом, сколько совершая какие-то хорошие поступки. Мы — люди с особенностями — и вы — люди обычные — можем научить друг друга важным вещам. Без общения — этого невозможно. А еще, конечно, родители должны своих детей знакомить и учить общению с особыми детьми, чтобы они не боялись, не стеснялись их в будущем, а знали — бывает и так, и умели помогать.
Какие существуют самые главные слова для особого ребенка? Слова, которые нужно говорить ему каждый день несколько раз.
«Я тебя люблю». Я говорю это на своих выступлениях, и многие люди, что удивительно, плачут, услышав мои слова. Мы редко в жизни проявляем эти простые чувства. Просто скажите — люблю. Напомните этим словом любому ребенку, что он важен и нужен. Это большое дело.
А еще — научите ребенка любить и принимать себя. Все чувствуют уверенность и силу от человека, который себя любит. Это притягивает.
Ник, у вас есть какая-то мантра, которую вы говорите сами себе в минуту слабости?
Мантры нет, я просто читаю псалмы и молитвы, которые меня вдохновляют. Например, часто повторяю слова из послания к Филиппийцам (4:13): «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».
Назовите, пожалуйста, несколько книг, которые надо прочитать человеку, если он считает, что он не такой как все. Чувствует, что чем-то обделен.
Не нужно иметь ограничений, чтобы чувствовать это (смеется). Любой подросток после 12 лет думает, что он не такой как все и обделен. К сожалению, многие здоровые люди живут так, что говорить о людях с особенностями. Я не знаю, какие книги читают в России, воздержусь от советов. О себе скажу, что моя любимая книга «Бог, которого я люблю». Написала ее Джони Эриксон Тада. Моя мама часто читала мне ее вслух, лет где-то с шести. Эта книга вдохновила меня и помогла сформировать чувство благодарности. Затем было еще много книг. Главная из них — Библия. Я вообще трепетно отношусь к книгам, ведь за ними стоит обычно история человека, который ее написал.
Ник, у вас есть любимое дело и любимая семья. Что еще нужно для счастья? У счастливого человека есть неисполненные мечты?
Все, о чем я мог мечтать уже исполнилось. Теперь осталось только победить голод во всем мире.
Николас Джеймс «Ник» Вуйчич родился с синдромом тетраамелии — редким наследственным заболеванием, которое приводит к отсутствию четырех конечностей. Сейчас Ник выступает с мотивационными лекциями и пишет книги, которые становятся мировыми бестселлерами. «Жизнь без границ», «Любовь без границ» и другие издания уже опубликованы в России.
Ник счастлив в браке с Канаэ Мияхаре. В 2013 году у них родился сын — Киеси Джеймс Вуйчич. В августе 2015 года появился на свет второй ребенок Деян Леви. Они оба здоровы.