Нужны ли сегодня России богатыри, то есть храбрые вожди и воины, способные, как Илья Муромец, к беcкорыстной и жертвенной защите Родины? Вопрос этот - не праздный.
Сейчас всё больше людей на Руси начинает понимать, что своих сыновей надо воспитывать крепкими духом и телом.
И если решить задачу физического развития ребёнка особого труда не составляет, то воспитать дух, созидающий в своём носителе любовь к Отечеству, способность отважно сражаться, проявлять волю к победе и побеждать, не так легко.
Не секрет, что в наше время всё труднее встретить мальчика, подростка, юношу, носящих в себе такие качества, как мужество, храбрость, отвага, выражающиеся в способности прийти на помощь слабому, встать на сторону беззащитного, умеющих жертвенно полагать "душу свою за други своя"... В значительной мере ослабление характеров русских детей объясняется отрывом от традиционной народной национальной педагогики, при которой ребёнок через сказку, былину, песню переживал первую встречу с трудностями земной жизни. Чистая, ещё не помрачённая грехами душа ребёнка в естественной среде поэтических образов, на подсознательном уровне, определяла своё отношение к добру и злу, выбирая служение подвигу во имя добра.
Надёжных ратных людей - вождей и рядовых воинов - русский народ умел взращивать всегда. Много веков Русь вынуждена была воевать как со степняками-кочевниками, так и с западными завоевателями. История Древней Руси - это почти безпрерывная оборонительная война, это битва не на жизнь, а на смерть за свою свободу, это постоянное решение вопроса быть или не быть.
В борьбе за свою независимость во время монголо-татарского ига Россия несла колоссальные потери - только в полон были угнаны миллионы русских людей и проданы на невольничьих рынках восточных и средиземноморских стран. Сколько же их погибло в сечах, от пожаров, сколько стариков и детей уничтожено завоевателями во время набегов?
Каждый взрослый мужчина на Руси по сути был воином, а народ перед лицом общей беды понимал своё призвание на земле, как защиту Отечества, его святынь и духовных идеалов. "Служба, - пишет русский мыслитель Иван Солоневич в книге "Народная монархия", - была очень тяжела, но от неё не был избавлен никто. Монахи и купцы, дворяне и мужики, посадские люди и всякая гуляющая публика - всё было так или иначе поставлено на государеву службу, даже преступники... Победу Москве, а вместе с ней и России, обезпечило единство нации и её организованность".
Жизнь народа, его быт на протяжении столетий так или иначе были связаны с войной, а потому народные певцы - наиболее чуткие выразители национальных чаяний - облекли народный идеал богатыря-защитника в столь яркие поэтические одеяния, каковыми являются богатырские сказки и былины. Сегодня они остаются сокровищницами духа нации тех времён, когда Русь не только напрягала все силы в борьбе за своё существование, не только победила в этой борьбе, но и перенесла свои границы от Оки (80 км от Москвы) на восемь тысяч километров до Тихого океана.
Слово - дароносица духа, плоть образа. Оно легко отпечатлевается в душе человека, особенно ребёнка. И потому так важно сейчас подвести юное поколение к родникам русского богатырства.
Наступил час обратиться сегодня к опыту народной педагогики, которая, как уже говорилось, позволяла воспитывать настоящих защитников Русской земли, своевременно погружая душу ребёнка в мир героических образов русских богатырских сказок и былин. Нашу народную сказку без преувеличения можно назвать колыбелью русского духа. Размышляя о воздействии сказки на сердце ребенка, выдающийся русский мыслитель И.А.Ильин писал: "Сказка будит и пленяет мечту. Она даёт ребёнку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие "правды и кривды"... Национальное воспитание не полно без национальной сказки. Ребёнок, никогда не мечтавший в сказках своего народа, легко отрывается от него и незаметно вступает на путь интернационализации. Приобщение к чужеземным сказкам вместо родных будет иметь те же самые последствия".
Даже поверхностное прикосновение к устному творчеству нашего народа убеждает, что русские богатырские сказки и былины самобытно отразили небесное призвание Руси на высокое служение в стане Христовых воинов. Бог, богатырство, богатырь (в изначальном произношении богатырь) - слова одного корня. Их связь свидетельствует о том, что сила богатырского духа коренится в Духе Божием.
Древний библейский образ - "на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия" (Пс. 90: 13), утверждающий победу духа над плотью, миром и диаволом, вошёл в глубины народного сознания и отпечатлелся в различных формах художественного творчества и церковного искусства. Зримо явленный на Руси в иконном изображении "Чудо Георгия о змие", он формировал в русском народе идеал духовного воина, а также воина-защитника, так любовно воспетого в богатырских сказках и былинах.
И если образ святого Георгия-Победоносца поставляется в центре герба Российской державы, а Небесных воинств Архистратиг Михаил, низвергший сатану с Неба, избирается небесным покровителем Руси, то сказочный и былинный богатырь, одолевающий в брани змия (или "поганых"), становится олицетворением всего русского народа, раскрывая тем самым, хотя и прикровенно, светоносную суть народной души. Потому что победа святости над грехом и возвышение естественной задачи защиты Отечества до жертвенного служения имеют один источник, который находится вне земли, на Небесах.
Русь своей духовной интуицией верно уловила смысл человеческой истории, как битвы Света с тьмой. Избранница Христова с полной самоотдачей включилась в эту битву на стороне Господа-Вседержителя и потому стала Святой Русью и... Русью богатырской. А если выразиться ещё точнее, то Святая Русь является душой души Руси богатырской. Неслучайно так много святых воинов и вождей являют нам особое сияние русской славы, что нашло столь полное выражение в нашей житийной литературе.
"Чем раньше и чем глубже воображение ребёнка будет пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести, - пишет И.А. Ильин, - тем лучше для него.
Образы святости пробудят его совесть, а русскость святого вызовет в нём чувство приобщённости, отождествления, она даст его сердцу радостную и гордую уверенность, что "наш народ оправдался перед лицом Божиим", что алтари его святы и что он имеет право на почётное место в мировой истории ("народная гордость"). Образы героизма пробудят в нём самом волю к доблести, пробудят его великодушие, его правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться, а русскость героя - даст ему непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Всё это, вместе взятое, есть настоящая школа русского национального характера.
Преклонение перед святым и героем возвышает душу, оно даёт ей сразу - и смирение, и чувство собственного достоинства, и чувство ранга; оно указывает ей - и задание, и верный путь".
Усилия Церкви, трепетно хранящей в своей памяти святые примеры, достойные подражания, а также сохранявшиеся в народной толще устные народные сказания о подвигах богатырей позволили нашему народу передавать из поколения в поколение в понятных, доступных ребёнку формах, образы жертвенности, подготавливающие детскую душу к евангельскому восприятию мира. Образно говоря, сказки, жития, былины стали тем "плугом", который "вспахивал" душу ребёнка, обращая её в "добрую почву", и семена Слова Божия, попадающие на неё в свой срок, давали обильный урожай православной святости, праведности, благочестия и... богатырства.
Страницы нашего славного прошлого показывают, как, воспитанные на героических примерах своих предков, русские юноши и мужи - солдаты и полководцы - сами становились "чудо-богатырями", героями-победителями, штурмуя вражеские крепости, переходя с А.В.Суворовым через Альпы, сражаясь на Бородинском поле...
"Певцы в станах русских воинов" воспели доблестные страницы русской истории в своих поэмах, уже в новых поэтических формах передавая всё тот же неистребимый богатырский дух, которым исполнены наши народные сказки и былины. Поистине этот дух - "великая, святая сила, текущая через века!" И потому так важно созидательные токи этой силы поставить сегодня на службу русскому возрождению.
Тем более что у нас, русских, есть безценный опыт, свидетельствующий о призыве богатырей на ратную службу в грозные времена для нашего Отечества. Именно в такие годы живая память о русских богатырях становится боевым мечом народа. Так было в годы Великой Отечественной войны, когда на фронте в блиндажах висели репродукции картин Виктора Васнецова с изображением самых любимых нашим народом богатырей - Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. При взгляде на знаменитые картины выдающегося художника веришь, что и сегодня богатырская застава незримо стоит на пути любого захватчика, как верили в это в годы войны и многие русские воины.
В те дни силуэты васнецовских богатырей появлялись во фронтовых газетах, и в них нередко вписывались фотографии наших героев уже новейшего времени. Ратный подвиг русских богатырей приобрёл в веках поистине духовное звучание, и мы не имеем права его замолчать: необходимо дать почувствовать русским детям былинное, богатырское ощущение жизни.
"Кое-кто из нас ещё помнит русский былинный эпос, - пишет Иван Солоневич. - Очень немногие кое-как знакомы и с германским, - с "Песней о Нибелунгах". Прочтите и сравните. Наши богатыри "честно и грозно" стоят на страже земли русской, живут в несокрушимой дружбе - и если Илья Муромец посмеивается над Алёшей Поповичем, то это делается в порядке дружеского зубоскальства. Если Васька Буслаев и хулиганит, то беззлобно, просто от избытка сил, да и то потом кается. Здесь всё светло, ясно, дружественно. В "Песне о Нибелунгах" - зависть и предательство, убийство из-за угла, яд,.. взаимоистребление, - все это громоздится каким-то кошмарным клубком. И в конце этой героической эпопеи герои пьют кровь убитых товарищей и гибнут все - гибнут не в борьбе с внешним врагом, - а истребляя друг друга до последнего - чтобы "золото Рейна" не попало никому. Здесь всё окрашено в цвета крови и грязи. Здесь всё пропитано завистью и ненавистью. Здесь всякий друг другу наличный враг и потенциальный убийца. И убивают друг друга все. Гибнут не в честном бою за родину, за защиту своих полей и сёл, детей и жён, а в каких-то идиотских феодальных войнах из-за выеденного яйца".
Теперь нередко можно услышать, что Россию могут спасти только настоящие священники и настоящие воины, ведь христолюбивое воинство всегда было внешней стражей, дозором, щитом народа Божия. Поэтому-то и Русь Святая может воскреснуть только в своём теле, каковым и является Русь богатырская, причём во главе с царём-батюшкой.
Кстати сказать, русские сказки, былины и исторические поэмы ненавязчиво решают ещё одну важную задачу патриотического воспитания: закладывают в детях основы монархического миросозерцания, что тоже немаловажно. Дать подрастающему поколению понятие о царе-батюшке, отце народа, необходимо потому, что оно наиболее полно отражает смысловое значение самого слова "патриотизм".
Уже давно назрела в России необходимость выпускать серию книг по народной педагогике "Богатырская Русь". И готовить книги этой серии "на вырост": от дошкольного возраста до юношеского. Внимательный и любящий родитель, неравнодушный воспитатель не только прочтёт ребёнку (с ребёнком) включённые в такие книги произведения, но и поможет ему разобраться в исторических особенностях, непонятных - старинного употребления - словах, постичь духовное значение прочитанного. Серия "Богатырская Русь" - поможет внести в русскую семью традиционный для нашего семейного уклада порядок воспитания детей, заключающийся в постепенном приобщении их - через чтение сказок, былин, житий, произведений русской словесности - к глубокомысленным размышлениям о смысле жизни и судьбах Отечества.
Объединение разножанровых произведений в одной серии позволит почувствовать постоянство силы и крепости русского духа, что - подчеркнём ещё раз - на протяжении тысячелетия русской жизни наиболее ярко проявлялось в защите земли святорусской от внешних врагов. Сейчас, когда наше Отечество (в широком понимании Русский мир, восточнославянская цивилизация) переживает новое противостояние с Западом, в нации должны проявиться инстинкт самосохранения и способность к самовоссозданию. И среди важнейших средств, помогающих сплочению русских людей в битве за своё самобытное национальное бытие, далеко не последнее место занимает обращение к устному народному творчеству и героическим произведениям русской литературы.
Книги серии "Богатырская Русь", несомненно, помогут многим семьям воспитать в детях черты истинно русского национального характера. "Покажи мне, как ты веруешь и молишься, - пишет И.А. Ильин, - как просыпаются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга,.. кто твои любимые вожди, гении и пророки, - скажи мне всё это, а я скажу, какой нации ты сын, и всё это зависит не от твоего сознательного произвола, а от твоего безсознательного.
А этот уклад слагается, формируется и закрепляется прежде всего и больше всего в детстве. Воспитание детей есть именно пробуждение их безсознательного чувствилища к национальному духовному опыту, укрепление в нём их сердца, их воли, их воображения, их творческих замыслов.
Бороться с национальным обезличиванием наших детей мы должны именно на этом пути: надо сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребёнка, вызывающие в нём умиление, восхищение, преклонение, чувство красоты, чувство чести, волю к качествам - были национальными, у нас в России - национально русскими; и далее, чтобы дети молились и думали русскими словами, чтобы они почуяли в себе кровь и дух своих русских предков и приняли бы любовью и волею - всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей. Получив в дошкольном возрасте такой духовный заряд и имея в своей семье живой очаг таких настроений, русские дети, где бы они не находились, развернуться в настоящих и верных русских людей".
Целью русской педагогики всегда было созидание в воспитуемых могучего, непоколебимого богатырского духа, позволившего нашему народу создать с Божией помощью великую державу, равных которой не было на земле. И не только создать, но и научить своих сыновей её защищать ради той миссии, к которой призвана Россия.
Татьяна Шорохова
Источник: http://3rm.info |