Фото: Джо Лоуренс Почти в каждом человеке, в его биографии – внешней
или внутренней – есть нечто такое постыдное, о чем
мучительно и страшно вспоминать, но что неизбежно
всплывает иногда в памяти и в чувствах, отравляя
существование. И даже если есть такой человек, который
самодовольно заявляет, что нет и не было в его жизни
ничего подобного, то, скорее всего, память о поступках или
пожеланиях постыдных попросту затмевается в этом человеке
самоуверенностью, которая не терпит осознания собственного
ничтожества. Больше того, часто именно самые
«правильные» люди и бывают самыми жестокими
тиранами, но отказываются это понимать с упрямством
слепца, отрицающего существование света.
Но вот в чем вопрос: означает ли наличие в жизни человека
темных событий то, что его можно оценивать именно через
призму этих фактов, видеть и считать его ничтожеством?
Отчасти это, может, и так, но человек многосоставен по
своей внешней и внутренней биографии. И целостность его
личной истории складывается как из эпизодов постыдных, так
и светлейших, возвышенных, если брать крайности. А между
ними существует еще множество событий, относительно добрых
или худых – если можно так сказать, так что
абсолютное большинство из них попросту забывается потому,
что не затрагивает глубин жизни. Но и будучи забытыми, эти
события созидают, ткут сложную и неповторимую
индивидуальность каждого.
Но часто, увы, мы с легкостью выносим суд и составляем представление о ком-нибудь на
основании… даже не то чтобы знания фактов его
биографии, а гораздо чаще на основании слухов, домыслов и
собственных мнений, ничем не подтвержденных, но влияющих
на нас с такой силой, что мы эти свои мнения считаем
единственной и точной правдой о том или ином человеке. А
ведь это совсем не так. Совсем не так даже не в 99 случаях
из 100, а во всех 100. Потому что если мы говорим о
негативном, неприязненном, подозрительном отношении к
человеку, то мы должны непременно сказать и об отсутствии
любви к нему. А это отсутствие и даже само нежелание
осознать его как ущербность много говорит о нас самих. О
том, как мы далеки от действительно христианской жизни.
А ведь любовь к человеку вовсе не подразумевает слепоту и бездумность,
вовсе не подразумевает какой-то самообман. Любящий видит
недостатки, пороки и немощи другого, но над всем этим
видением стоит иное и высшее знание. А именно:
что человек – это нечто неизмеримо большее, чем
совокупность его пороков, грехов и недостатков. Каждый
человек – это чадо Божее, безусловно заслуживающее
любви. И всё то темное, что восстает на него, присутствует
в нем и как бы является его частью, – это всего лишь
часть, в большей или меньшей степени влияющая на
целое, но ни в коем случае не способная его поглотить
окончательно, пока человек еще жив на земле.
Больше того – сам факт его пребывания в земной жизни
говорит о том, что для него история сотворения
«личной вечности» еще не окончена и Господь
дает ему время и шанс предпринять осознанные шаги к
преображению жизни. И значение этих шагов определяется
даже не очевидными для нас, людей, поступками, а силой
доброго произволения, сознательной устремленностью к Богу.
И только один Господь может оценить подлинное значение
этого сердечного устремления в контексте всех
обстоятельств – внешних и внутренних – жизни
человека, в контексте тех трудностей, которые ему
приходится преодолевать, устремляясь к Богу.
Есть два самых распространенных соблазна в отношении к
ближнему. Первый можно обозначить так: «Я думаю, что
я думаю…» Это значит вот что: лукавый нам
нашептывает в отношении того или иного человека худые
помыслы, и если мы их принимаем за свои, то они начинают в
нас прорастать с разрушительной силой, превращая жизнь в
кошмар, избавиться от которого бывает очень трудно. Чтобы
такая тяжелая духовная болезнь, как неприязнь или ненависть, не развивалась, нужно быть внимательным к себе и никогда
дурным помыслам о другом не доверять. Это, опять же, не
значит, что тот человек не может быть тем, кем он нам
кажется. Иногда нужно быть и бдительным и осторожным, и
даже избегать общения с некоторыми людьми, но при том
никогда не надо думать, что мы знаем о человеке
всё, знаем, каков он есть на самом деле, и именно потому,
что жизнь человека сложнее любых неприязненных о нем
представлений.
Второй соблазн тесно связан с первым, и его можно
определить словами: «Я думаю, что он
думает…» Ну, здесь просто поле непаханое:
столько примеров и случаев, когда человеку кажется, что о
нем думают плохо. И опять же, независимо от того,
соответствуют ли наши подозрения действительности или нет,
не станем этим помыслам верить. Потому что враг рода
человеческого именно так и действует: одному внушает о
другом худые мысли, а тому, второму, внушает мысль, что
первый думает о нем худо. И если хотя бы один отказывается
в эти внушения верить, а верит в лучшее в человеке и
молится Богу – то злокозненные замыслы лукавого
бывают посрамлены.
И прежде чем в мгновение ока составить о том или ином
человеке неприязненное мнение на основании слухов ли,
собственных наблюдений или подозрений – остановимся.
Остановимся и вспомним, что в каждом из нас без исключения
есть то, за что можно от нас отстраниться с неприязнью,
подозрительностью или брезгливостью. И если мы сами не
хотим, чтобы «темная правда» нашей биографии
стала основанием отношения к нам людей, то не станем
верить в темные слухи, факты и мнения – не потому
даже, что они недействительны, а именно потому, что они не
определяют полноту человеческой личности.
Лучше
нам ошибиться, подумав о человеке хорошо, чем
ошибиться, подумав о нем плохо. Потому что вера в
лучшее в любом случае оставляет человеку шанс к
исправлению, даже если он поступит худо. А это много
значит! И мы не погрешим, веря в лучшее в человеке,
даже если наши надежды по видимому не оправдаются.
Потому что и Бог «верит» в человека и
всеми силами содействует его исправлению. И,
напротив, если мы поверим в худшее, а наши подозрения
не оправдаются, то мы тяжко согрешим оклеветанием и
осуждением человека, пусть даже только в своем
сердце; а если окажемся «правы» в своих
подозрениях, то погрешим тем, что не противились
своему подозрению и тем самым, быть может,
содействовали укоренению зла в человеке. Потому что
вера в чужое зло странным образом увеличивает
вероятность его исполнения.
Так же и вера в лучшее в человеке не есть какое-то
отстраненное созерцание, но непосредственное, пусть и не
всегда понятное для окружающих, участие в его жизни.
Участие сострадания и любви, неизбежно находящее выражение
в молитве, потому что сострадание, пожелание лучшего в
самом высоком смысле – это то, что
«роднит» нас с Богом, Который более, чем мы
можем себе представить, желает спасения и полноты любви и
радости для каждого человека. И воля Его в отношении нас
заключается в том, чтобы и мы сознательно и добровольно
становились соучастниками Божиего попечения о каждом из
нас.
Вот вера в эту возможность святости, полноты жизни для
человека, вера в его возможное единство с Богом, а в
повседневном смысле – вера в лучшее в человеке и
есть то, к чему нам всем – именующим себя
православными – нужно, безусловно, стремиться.
Общаясь друг с другом, общаясь с каждым человеком без
исключения: близким или далеким, приятным для нас или нет,
– будем помнить о связи человека с Богом, связи,
существующей на самом деле, но понять и оценить которую
одним усилием разума мы не способны. Будем помнить о том,
что по-настоящему знает человека только любовь, потому что
она одна видит его особенным образом, во всей его
богозданной полноте и красоте, видит таким, каким он
может быть, и… верит в эту возможность.
Священник ДИМИТРИЙ ШИШКИН
Источник: http://www.pravoslavie.ru |