— Илья, помните, в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы» была
такая фраза: «Она такой хороший педагог! Ее любят учителя, ее любят
родители и ДАЖЕ ДЕТИ!» Вас любят Ваши дети и ученики. Что такое, в Вашем
понимании, система добра и зла в воспитании детей?
— Системой
добра и зла в воспитании детей я считаю ту систему, которая «установлена
в компьютеры» родителей. Примечательна эта система тем, что насильно ее
не обновишь, не говоря уже о перезагрузке. Только сами родители могут
изменить в себе эту систему; правда, для этого им нужно захотеть стать
чуть-чуть «программистами». На мой взгляд, дети воспитываются не
словами, а самой сутью родителей. То есть отец, наказывающий сына ремнём
и приговаривающий: «Не смей поднимать руку на тех, кто меньше и слабее
тебя!» учит ребёнка быть трусом, срывать злобу на слабых и маленьких, и
учит вдобавок лицемерию – говорить одно, а делать прямо противоположное.
Личный пример, родительская суть – на первом месте. Книги, слова – всё
это третьестепенно.
— В Германии, в школах с преподаванием по системе «Вальдорфшуле»,
детям не ставят оценки. Как Вы считаете, нужны ли оценки в школе?
—
На мой взгляд, оценки в школе – это показатель отношения преподавателя к
ученику. Больше ничего, если говорить кратко. Оценки – цифры. Что,
по-другому ребёнку нельзя дать понять, насколько хорошо он справился с
заданием? Цифры – это для вычислительных машин, для роботов на
конвейере. А к детям нужен особый подход, причём – к каждому, потому что
без индивидуального подхода нельзя. Это все равно, что воду заставлять
под прямым углом поворачивать. В природе такого нет, и нам не следует
ставить себя выше природы, рано или поздно это выйдет боком и мы даже не
представляем, каким.
— Какими методами можно развивать индивидуальность у детей?
—
Любить, прежде всего. Но любить нужно умело, то есть, с пользой, а не
вредя. Вот мама укутала малыша в десять одёжек, на колготки носочки, на
носочки тапочки, на тапочках помпончики; три шапочки, памперс, и везет
на коляске пристегнутого гулять, как инвалида. Но все будут умиляться и
говорить: «Как она любит своего мальчика, смотрите, сколько всего
накупила!» А то, что этому мальчику не пошевельнуться, потому что и так
жарко – это никого, как правило, не волнует. И памперсы не на пользу,
потому что, во-первых, когда малыш описался, ему не должно быть «сухо и
комфортно», а во-вторых, яички у мальчиков должны находиться в прохладе,
а не в парнике. И зачем ездить в коляске, если нет диагноза «паралич»?
Просто так мамам удобно. А когда я приносил почти раздетого малыша
поползать по травке, некоторые прохожие меня называли фашистом и думали,
что я ребенка своего не люблю. То, что мальчик улыбался и много
двигался, для них было не важно. Есть у Януша Корчака книга, она так и
называется: «Как любить ребенка». Правда, там нет ответа; но зато
вопросов много замечательных. А главное же – вопросы; ответы самому
лучше искать. Вот в этом, наверное, и заключается любовь к ребенку – в
поиске этих самых ответов на вечные и сиюминутные вопросы… Первые уроки
осмысленной любви к детям я получил дома, от мамы с папой. Потом
познакомился с Борисом Павловичем и Леной Алексеевной Никитиными – они
вырастили семерых детей, об их семье раньше много писали в газетах.
Почитайте, пожалуйста, их книги, они тоже учились у Януша Корчака, а
потом и сами сделали много удивительных открытий. Если любишь –
обязательно будут открытия, так в любой любви и в любом деле. Борис
Павлович Никитин на своём личном примере показывал: индивидуальность у
детей можно развивать только уделяя каждому из них сосредоточенное
внимание. При этом должно соблюдаться одно условие: безмерное уважение к
малышу как к самостоятельной личности.
— Есть в психологии такой термин «эмпатия». Если детям лет в 5-6
задать вопрос: «Хорошо ли бить кого-то?», то все скажут, что конечно же
плохо. А вот на вопрос, «Почему плохо?» некоторые дети отвечают: «Так
мама сказала», а некоторые: «Ему же будет больно!». Есть какие-то
правила, нормы в обществе, которые все соблюдают. Но уже очень рано
начинают соблюдать их по разным причинам. Как Вы думаете, почему? Как Вы
относитесь к таким правилам? Нужно ли принимать их на веру или ставить
под сомнение?
— Хорошо, на мой взгляд, когда такие правила
формируются у человека в сердце, а не в одном лишь уме. А принимать все
на веру или ставить под сомнение – смотря кого Вы хотите вырастить.
Хотите, чтобы вырос покорный болван, не знающий, что такое
ответственность, а значит и совесть – учите принимать все на веру, то
есть принимайте всё на веру сами. Хотите вырастить мыслящего человека,
творца – помогите научиться во всём сомневаться, во всём-во всём. Даже в
Вас. Сомневаться и думать, размышлять.
— В Мошенке, на одной из стен школы, Вы сделали с ребятами надпись из
веточек: «Жизнь прекрасна». Мне это напомнило одноименный фильм Роберто
Бениньи, где отец спасает своего сына от кошмарной реальности
концентрационного лагеря, превращая заключение в нем в игру. Это
совпадение девизов – случайность?
— Надпись «Жизнь прекрасна» на
стене школы – разумеется, не случайность. Это же еще такие веточки нужно
было отыскать в лесу, мы их долго собирали, радовались каждой букве,
многие отбраковывали.
«Жизнь прекрасна» — это то самое главное, о чем большинство людей
забывает. Вот и приходится писать на стенах само собой разумеющееся. И
этим тоже она прекрасна, жизнь наша. Роберто Бениньи, я думаю, снял
фильм с таким названием по той же причине. Чтобы помнили люди о том, что
главное. Ведь главное – дети, а не власть над людьми и территорией.
Тот, кто этого не понимает, разве не тупица? Роберто Бениньи –
величайший гений. Вот кому надо нобелевскую премию Мира вручить. Может,
уже вручили, я не знаю. Посмотрите еще его фильм «Тигр и снег». Вот
такие бывают мужья и вот такие родители. Редко, но встречаются.
— Свобода внутренняя и внешняя. Что значат эти два понятия для Вас?
—
Свобода – она одна, по-моему, если смотреть в корень. «Внешняя свобода»
— это уже какое-то ограничение. И что такое внешняя свобода без
внутренней? Имитация свободы? Притворство? Внешнее – отображение
внутреннего. Если человек свободен – это видно тем, кто умеет смотреть.
— От понятия свободы - к понятию правосудия в России. В России есть
суды и есть «Русь сидящая». Я думаю, что Вам есть, что сказать по этому
поводу.
— Правосудие в России – это мечта. Русь сидящая – это
реальность. Причём, одни сидят по одну сторону забора с колючей
проволокой, другие – по другую, не желая подняться и помочь той горстке,
что стремится к мечте. Сидя, конечно, можно только яйца высидеть. Или
отсидеть, извините. Надо действовать. У нас вообще принято сидеть по
любому поводу. На работе – «отсидеть», в кафе – «посидеть», с ребенком –
«сидеть». Не замечали? Как можно усидеть с ребёнком? Ходить с ним надо,
бегать, прыгать, играть, реки преодолевать, на горы взбираться! Тогда
Русь будет не «сидящая», а «вперед смотрящая» хотя бы, для начала… А еще
есть такое общественное движение, тоже называется «Русь сидящая», его
создала Ольга Романова, известный правозащитник. В это движение входят
люди, помогающие заключённым быстрее оказаться на свободе. Нам, нашей
семье, «Русь сидящая» уже очень много помогла и продолжает это делать на
всех уровнях. Это очень сильное движение, но им тоже нужна помощь, ведь
заключённых у нас тьма-тьмущая…
— Когда в нашей жизни происходят какие-то события, нам кажется, что
именно они формируют нашу судьбу. Так ли это? Дается ли нам что-то свыше
или мы сами хозяева своей судьбы?
— Судьба – это то, что дано. А
«дано» бывает только в задачах. Решение этих задач – и есть наш выбор.
Ничего и никого не выбирать – тоже выбор. Но такой судьбе можно только
посочувствовать.
— 24 сентября этого года на заседании Осташковского городского суда
по рассмотрению ходатайства прокурора А.Тихомирова о восстановлении
пропущенного процессуального срока обжалования приговора, Вы уже сделали
свой выбор! Вы возразили против удовлетворения ходатайства. Вы заявили,
что не желаете пользоваться «исключительной ситуацией» только для себя и
настаиваете на изменении всей сложившейся судебной системы. Для этого
поступка я не могу подобрать определение без патетики. Героизм… Подвиг…
—
Моя речь на рассмотрении ходатайства прокурора Тихомирова о
восстановлении ему в виде исключения из всех законов и правил срока
подачи представления на приговор – обыкновенное проявление порядочности.
Если я поддержу нарушение закона в свою пользу, то это значит, что я
согласен с тем, что суд нарушает закон. А это будет подло, потому что
из-за этого-то у нас в стране и копится большинство проблем – из-за
того, что суд, как ему велят сверху, закон нарушает. Честный,
независимый суд представляет достойное государство. А у нас сейчас,
по-хорошему, не подсудимый к судье, а судья к подсудимому должен
обращаться: «Ваша честь». И вставать, когда входит или стоит подсудимый.
В большинстве своём судьи у нас сейчас — полнейшие ничтожества. Только
ничтожество не способно признать за собой ошибку. Смотрели фильм
Александра Митты «Сказка странствий»? Вот такие у нас судьи, как там
показано. Так что они вообще всё время должны стоять. Ну, пока мы их не
посадим. Посмотрите этот фильм, пожалуйста. Он о самом главном. И музыка
Альфреда Шнитке в нём изумительная.
— Во что Вы верили в детстве?
— В детстве я верил в то же, во
что и сейчас. Что любовь волшебна, мир бесконечен, а настоящий мужчина
отважен и находчив, умеет любить и дружить, а больше всего на свете
дорожит своей честью. Еще я верил, что самое главное – это детство и
творчество. Ну, и вдохновляли меня, конечно, принцессы. А также всё, что
происходило вокруг, потому что сплошные чудеса творились. И продолжают
твориться.
Ольга БАРИНОВА
Источник: http://zekov.net |