Пятница, 26.04.2024, 09:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Главная » Статьи » Знать и понимать » Азы духовности

Михаил Дмитриев. Как миллионы советских детей играли в "Зарницу"

 

Знаменитую военно-спортивную игру советских пионеров "Зарницу" иногда называют самой массовой игрой XX века. И в самом деле, трудно представить другую забаву, которая бы ежегодно увлекала миллионы ребят! Это не преувеличение: 20 миллионов школьников со всего Союза поучаствовали в "Зарницах" только в первые пять лет их проведения, и дальше цифры, по всей вероятности, только росли.

 

 

- Мы с девчонками старались записаться в медсёстры, так как бегать по подземным ямам с деревянными автоматами нам было неинтересно. А достать из сумочки зелёнку и разрисовать "любимого" одноклассника - вот истинное удовольствие от игры!"

 

 

- "Вожатые разбивали нас на отряды, каждый из которых старался захватить флаг противника, попутно выполняя различные задачи, разыскивая тайники с подсказками и прячась от противника, чтобы не взяли в плен или не убили. Весело очень было и увлекательно, с удовольствием вернулась бы в то беззаботное время".

И это - воспоминания девочек, а что говорить о ребятах, для которых "Зарница" стала своеобразным продолжением традиционной для детства игры в "войнушку", как бы более высоким её игровым уровнем. Главное - здесь четко определялись победители и проигравшие, тогда как в дворовых баталиях "наши" всегда побеждали "не наших", независимо от "вооружения" и смекалки.

 

 

К слову, о девочках. Как ни удивительно, но основателем "Зарницы" стала девушка - пионервожатая сельской школы Краснокамского района Пермской области Зоя Кротова.

"Пионерская работа шла вяло. Для меня она была новой, и я все время думала, как сделать её интересной?" - уже в наше время рассказала местным газетчикам Зоя Васильевна. Она пришла в учебное заведение в сентябре 1962-го, 23 февраля 1963-го организовала традиционный в то время "военный" смотр строя и песни, а на следующий год твёрдо решила всех удивить. И у неё получилось.

 

 

Для начала каждый класс местной школы выбрал себе специализацию. Кто-то из ребят превратился в отважных лётчиков, кто-то в бравых пехотинцев, а кто-то взял на себя роль артиллеристов. Большинство смогло отыскать подходящую военную форму, благо в те годы с такой одеждой проблем не было. Вызывая в этот день ребят к доске, учителя-командиры отдавали приказы: "Рядовой Иванов, к доске! Шагом марш!"

 

 

Но самое интересное началось после уроков и торжественной "линейки", которая напоминала армейское построение на развод. Все классы школы строевым шагом отправились на один из близлежащих холмов, где под руководством Зои Кротовой состязались друг с другом на полосе препятствий. Ребятам нужно было преодолеть заснеженное минное поле, заграждения из колючей проволоки, сразиться с соперниками в рукопашном бою, а на финише захватить боевое знамя в крепости. Победителям полагался большой торт, который они великодушно разделили с проигравшими.

 

 

О военно-спортивной игре в сельской школе вскоре узнали в областном центре. Во-первых, быстро распространялись восторженные отзывы участников необычного мероприятия и их родителей, а во-вторых, сама пионервожатая решила не останавливаться на достигнутом, и к 9 Мая подготовила более масштабное действо. Помог ей в этом преподаватель местного высшего командно-инженерного училища, оказавшийся бывшим учеником школы. Он привез в село нескольких военнослужащих, автоматы с холостыми патронами, взрывпакеты, полевую кухню. Школьники разделились на две большие "армии", которыми командовали не кто-нибудь, а настоящие подполковник и генерал, и провели что-то вроде "реконструкции" масштабного сражения.

 


 

Разумеется, Зое Кротовой сразу же поручили распространить этот опыт на всю область, а в 1967 году "Зарница" приобрела всесоюзный масштаб. Ее кураторами были знаменитые маршалы Советского Союза Иван Баграмян и Василий Казаков. Уже тогда игра стала элементом системы начальной военной подготовки школьников и несла серьезную педагогическую функцию. Считалось, что она воспитывает гражданскую сознательность и патриотизм, "вырабатывает командный дух, атмосферу взаимовыручки и товарищества".

 

 

Интересно, что у самой популярной в СССР игры не было единых правил. Организаторы могли выбирать конкретные конкурсы и задачи - в зависимости, скажем, от погоды, состава участников, имеющегося времени и инвентаря. Одно дело, когда "Зарницу" проводили в летних лагерях - с выездом на пару дней на полигоны в палатках. И совсем другое - когда ее устраивали в учебное время и, можно сказать, "для галочки". В этом случае все нередко ограничивалось чисто спортивными состязаниями - в беге, подтягивании, метании муляжа гранаты. Иной раз мероприятие проводили в зале, и в лучшем случае к примитивному физкультурному набору добавляли конкурс по сборке и разборке учебного автомата.

 

 

Если же организацию "Зарницы" поручали действительно неравнодушному пионервожатому или учителю-фронтовику, то здесь, по большому счету, его фантазию было сложно ограничить. Ребята могли соревноваться в точности стрельбы и метания гранаты, скорости установки походной палатки, разведения костра, надевания костюма химзащиты. Девочки состязались в качестве перевязки "раненых бойцов" и изготовлении носилок из подручного материала, мальчики совершали самые настоящие марш-броски, пользуясь картой или подсказками. Нередко одним из заданий становилась подготовка "боевых листков" силами "полевых" репортёров.

 

 

Но самым интересным, понятно, был игровой элемент "Зарницы" - когда школьники делились на команды и "воевали" за флаг. Мало того, что его нужно было отнять у противника, так при этом предстояло не утерять собственное знамя, за которым, в свою очередь, охотились неприятели. Особый колорит противостоянию придавали рукопашные бои, в ходе которых неприятели старались сорвать друг у друга с формы, пришитые мелкими стежками картонные погоны. Если это получалось не сразу, игрок получал ранение и ему разрешалось перемещаться по полю боя только пешком. Спасти таких бойцов могли девушки из "медсанбата", которые имели возможность полученные в сражениях "раны" в буквальном смысле залатать. В идеале все заканчивалось награждением "боевыми" наградами и общим ужином у костра - с настоящей полевой кашей. Война, как говорится, войной, а обед и ужин - строго по расписанию.

 

https://vk.com/sovkasssr







 



Источник: https://cont.ws/@user3885/1331405
Share |
Категория: Азы духовности | Добавил: Талёна (22.05.2019)
Просмотров: 1225 | Теги: дети, патриотизм, пионеры, СССР, Зарница, школа, воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
В этот день
26 апреля

День памяти погибших в ...
День пограничника (Армения)...
 
Сегодня именины Артема, Марфы.

Шмели проснулись, зашумели.

В этот день родились:

Пётр Карлович Новицкий
(1885), один из ...
Габдулла Тукай (1886), татарский ...
 
1658 Царь Алексей Михайлович повелел ...
1783 Тринадцатилетний Людвиг ван ...
 
Знаете ли вы, что, если кошка около Вас, и ...



Мини-чат
200

Поиск

Статистика

Copyright MyCorp © 2024