Четверг, 28.03.2024, 20:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Главная » Статьи » Знать и понимать » Азы духовности

Школа злословия, или об одном незаметном грехе
Знай точно, что, если обиду будешь отражать обидой, а злословие — злословием, то есть злом за зло воздавать, то будешь дьяволу место уступать, ибо он хочет, чтобы мы злом за зло воздавали… А если будем обижающим нас людям уступать, прощать, молчать, да еще молиться за них и добром за их зло воздавать, то дьяволу не будет места.
Свт. Тихон Задонский

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9). Давайте подумаем над этим обещанием Спасителя — может быть, блаженство усыновления Богу доступно и нам? Кто же такие миротворцы, и как нам, простым людям, послужить так называемому делу мира? Для всех ли это возможно? Или это дело политиков и всяких выдающихся людей? Мир... Мир между племенами и странами. Мир между соседями. Мир и единение в общем труде. Мир семейный. И как основа всяческого мира — мир в душе каждого из нас. Вот с этого личного мира, нашего мирного духа и начинается любой мир.

Не дать страстям возмутить или помутить наш разум, стараться даже в самых крайних ситуациях положить границу своему раздражению и гневу. Не потворствовать духам злобы, влекущим нас к несогласию и ссорам, — такова обязанность каждого из нас. И от того, насколько мы ее выполним, зависит и общий мир. С тем, что мир — это величайшее благо, вряд ли кто не согласится. «Из всего, чем люди домогаются наслаждаться в жизни, есть ли что сладостнее мирной жизни? Все, что бы ты ни назвал приятным в жизни, приятно бывает только тогда, когда соединено с миром. Пусть будет все, что ценится в жизни, — богатство, жена, дети, дом, родные, друзья,— пусть будут прекрасные сады, места для веселых пиршеств и все изобретения удовольствий... — пусть все сие будет, но не будет мира, что пользы в том? .. Итак, мир не только сам по себе приятен для наслаждающихся миром, но и услаждает все блага жизни», — пишет святитель Григорий Нисский.

«Совет да любовь», — желаем мы новобрачным, подразумевая под этим семейный мир. «Не купи имение, а купи соседа», — советует народная поговорка, потому что мирные добрососедские отношения больше всяческих удобств и выгод. Народный опыт говорит нам, что даже крупицы мира необыкновенно ценны, и этот опыт отразился в пословице: «Худой мир лучше доброй ссоры».

«Миром Господу помолимся...» — так начинается великая или, как ее еще называют, мирная ектенья в церковной службе. В мирном духе помолимся Господу. Любая молитва, любое обращение к Господу, должны произноситься в мирном состоянии. «О свышнем мире... Господу помолимся...» — призывает верующих диакон или священник помолиться о мире, преходящем на нас свыше, о даровании умиротворяющего духа. «О мире всего мира...» — слышим и молимся мы. Итак, мир — это благо, мы ценим его, любим, желаем и молимся о нем. Так что же конкретно мы можем сделать для мира всего мира? На что нам направить свою волю, чтобы стяжать мир духовный?

Все мы разные. Различны наши природные свойства и приобретенные навыки. Один гневлив, а другой безгневен. Кто-то злопамятен, а иной не помнит обиды. Кого-то смущает зависть, а иному безразлична не только чужая, но и собственная жизнь. Все мы разные. Но если мы внимательны к себе, сознаем, видим свои недостатки, свои грехи, пытаемся избавиться от них с помощью Господа, которую Он дает нам в Таинствах исповеди и причащения, то страсти станут менее смущать, возмущать наш дух, и мы сможем обрести дух мирен. «Стяжи дух мирен и возле тебя спасутся тысячи»,— говорит преподобный Серафим Саровский. Не только свой дух умирим мы, борясь с грехами, но и окажем спасительное умиротворяющее влияние на окружающий нас мир.

«Но я не гневлива, не драчлива, не мстительна, — скажет иная раба Божия, — в чем же может проявиться мое миротворчество?» Да, слабые, мирные женщины. Безоружные. Есть даже старинная поговорка: «На что Марфе меч, кого ей сечь?». Безоружные. Правда, не совсем. Простые, привычные, бытовые ситуации. Свекровь и невестка, две соседки, сотрудницы. Как часто мы слышим, бываем свидетелями домашних, соседских или служебных склок, даже не ссор, а привычных сплетен, пересудов, взаимных злословий, уязвлений? «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие», — учит Апостол (Иак. 1, 26). И он же милостиво назидает: «Не злословьте друг друга, братия» (Иак. 4, 11).

Злословие... Многие подчас и не замечают за собой этого греха. Сказали и забыли, не заметив и не придав значения тому, что кого-то обидели, огорчили, унизили, нанесли душевную рану. «Ах, злые языки страшнее пистолета» — эти слова Александра Сергеевича Грибоедова стали пословицей. Вот и «безоружные».

Я не хочу сказать, что сплетни, злословие, пересуды свойственны только слабому полу. Нет, подчас и мужественные и сильные не прочь приклонить ухо на худые вести, а то и по- участвовать в злословии. «Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию»,— говорит Апостол (Иак. 3, 7 — 9). Смертоносным ядом называет он злословие. И оно поистине смертоносно. Сколько судеб, сколько авторитетов и даже жизней погубила сплетня, злоречие. Сплетня — причина гибели Александра Сергеевича Пушкина. Злоречие привело к безвременной смерти и другого русского поэта — Михаила Юрьевича Лермонтова. Сплетня была основой общественного приговора французской королеве Марии-Антуанетте и привела ее на гильотину. Сплетни и злословие способствовали падению авторитета Царской власти и у нас в России. Направленные сплетни отравляли постоянно жизнь последней императорской четы и особенно императрицы Александры Федоровны, благочестивейшей христианки, жены и матери пятерых детей, искренней патриотки. Можно сказать, что именно создавшие общественное мнение сплетни явились начальным орудием революции, горькие плоды которой мы пожинаем и по сей день. В годы массовых репрессий сплетня получила статус доноса. Сплетня убивала, сажала в тюрьму, отправляла в лагеря. Она реально стала «страшнее пистолета».

Но все эти великие люди и трагические события истории не имеют, кажется, отношения к нам. Мы ведь не собираемся никого убивать. Так ли это? Иногда несколько слов могут расстроить свадьбу, разрушить семейный покой, лишить кого-то доверия начальника, сорвать торговую сделку или какое-то дело. А сколько огорчений приносим мы своим злоречием!

Этот «смертоносный яд» может привести к болезни, а потом и к смерти человека. «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3, 15). Только ненависть, зависть, желание возвыситься над кем-то заставляют нас передавать чужие вести, клеветать, обесславливать ближнего. Но разве, сказав нечто порочащее о другом человеке, сможем мы сами стать или хотя бы выглядеть от этого лучшее. «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего вы- носит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6, 45), — эти слова Спасителя обличают злословящего. Злые слова оскверняют нас, лишают славы, чести: «...а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека» (Мф. 15, 18 — 20), — читаем в Евангелии. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36 — 37),— предупреждает нас Спаситель. А преподобный Ефрем Сирин объясняет: «Плохой отзыв о другом — праздное слово».

Эти словесные, почти бесплотные грехи, считаются у нас легкими, неважными, на самом деле не так безобидны и не хуже «больших злодейств» смогут привести нас к гибели. «Злословие есть смерть души», — учат отцы Церкви. Под бесчисленными песчинками этих мелких ежедневных сплетен, укоров, злоречий душа мертвеет. Совесть, оглушенная нашими клеветами и сплетнями, становится неспособной слышать глас Божий. Кроме того, «за какие грехи телесные или душевные осудим ближнего, в те впадем сами, и иначе не бывает» (преподобный Иоанн Лествичник). Поэтому так важно хранить свой слух и уста от худых речей. «Господь дотоле хранит душу твою, доколе ты хранишь язык твой,— учит преподобный Антоний Великий и продолжает: — Не приклони слуха, чтобы услышать зло о ближнем, будь другом человеков и стяжаешь жизнь».

Конечно, нелегко обуздать язык свой. Здесь и привычность греха, так сказать, навык и общепринятость обсуждения чужих дел, и невозможность избежать общества злословящих. Не случайно Апостол сказал: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3, 2). Но если грех злоречия будет ненавистен нам, если мы будем вслед за пророком Давидом молить Господа: «Положи, Господи, охрану устам моим» (Пс. 140. 3), то Всемилостивейший Господь обязательно подаст нам свою помощь. Да, мир в немалой степени зависит от нашего языка. В жизни Макария Великого был такой случай. Однажды преподобный Макарий шел со своим учеником. Ученик, несколько опередив учителя, увидел идущего навстречу языческого жреца, который нес большой обрубок дерева. Ученик воскликнул: «Куда несешь полено, демону». Жрец, рассердившись, сильно побил монаха и продолжал свой путь. Прошедши немного, он встретил Макария. Угодник Божий приветствовал жреца: «Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!». Жрец удивился: «Что нашел ты во мне доброго, что приветствуешь меня?». На что Макарий ответил: «Я приветствую тебя потому, что вижу тебя трудящимся и заботливо спешащим куда-то». Жрец от этих слов пришел в умиление и попросил Макария взять его к себе в монастырь и крестить. Позже бывший жрец постригся в монахи. По этому случаю блаженный Макарий сказал: «Слово гордое и злое направляет к злу и добрых людей, а слово смиренное и благое обращает к добру и злых людей».

И как иллюстрацию к этим словам великого египетского подвижника позвольте напомнить вам случай из истории нашего Отечества. В 1385 году Преподобный Сергий Радонежский ходил в Рязань, дабы примирить «свирепого» рязанца князя Олега с великим князем Дмитрием Ивановичем Московским. Вот что пишет об этом летописец: «Преподобный игумен Сергий, старец чудный, тихими и кроткими словесы и речьми и благоуветливыми глаголы, благодатью, данной ему от Святаго Духа беседовал с ним (с Рязанским князем Олегом) о пользе душевной, и о мире, и о любви, князь же великий Олег переложи свирепство свое на кротость и утешись и укротись, и умились вельми (очень) душею, устыдебось столь свята мужа и взял с великим князем Дмитрием Ивановичем вечный мир и любовь в род и род».

Вот так и нам надлежит «тихими и кроткими словесы и речьми и благоуветливыми глаголы» говорить с ближним и дальним. К этому зовет и Священное Писание: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4, 31). Надлежит нам не плести словесной засады ближнему сплетней, дабы не стала она засадой от нашего спасения. Не надлежит нам и осуждать других, чтобы не принять на себя бремя чужих грехов. Не к лицу нам и гневные обличения и укоры. Не станем мы обижать, унижать и всячески огорчать ближних. И тогда легко нам исполнить апостольскую заповедь: «...будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18). Аминь. 


Протоиерей Сергий Николаев
Share |
Категория: Азы духовности | Добавил: Талёна (18.06.2010)
Просмотров: 2033 | Теги: уметь прощать, сплетни, психология отношений, Серафим Саровский, мир в семье, школа злословия, грех, проблемы в семье | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
В этот день
28 марта

День конституции (Сербия)
День учителя (Чехия) ...

 

Сегодня именины Александра, Алексея, Дмитрия, Михаила.

Если весенняя вода течет медленно, то ...

В этот день родились:

Максим ГОРЬКИЙ
(1868), писатель.
Иннокентий СМОКТУНОВСКИЙ (1925), актер.

1462 Иван III стал правителем Великого ... 
1521 Магеллан первым из европейцев ...
 
Знаете ли вы, что слон - единственное животное ...
 

 



Мини-чат
200

Поиск

Статистика

Copyright MyCorp © 2024