Начался Рождественский (Филиппов) пост. Установление Рождественского (Филиппова) поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам Христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий. Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при Константинопольском Патриархе Луке и византийском Императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Антиохийский Патриарх Вальсамон писал, что «поелику сомневались некоторые в том, что нигде не означено количество дней поста Богородичнаго и Рождественскаго, то сам Святейший Патриарх сказал, что, хотя дни этих постов не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься от 15 дня ноября». Рождественский пост – последний многодневный пост в гражданском году и первый - в церковном. Он начинается 15 (28) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Однако в отличие от Великого поста, Рождественский пост – нестрогий. Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, гласят, что в течение всего поста следует отказаться от пищи животного происхождения, а также от употребления рыбы по средам и пятницам. Тем не менее, православный пост – это не только телесное воздержание, но и духовная борьба человека со своими страстями. Святитель Иоанн Златоуст предостерегает: «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла».
Епископ Даниил обратился к верующим с напутственным словом в связи с началом Рождественского поста … Сегодня, 15/28 ноября в Православной Церкви начинается Рождественский пост. Он продолжается до Рождества Христова и помогает христианам подготовиться к этому празднику. Со словом о значении поста к верующим обратился епископ Архангельский и Холмогорский Даниил, сообщает сайт епархии.
«Человек состоит из души и тела, поэтому и пост имеет две составляющие. Воздержание от пищи телесной – это телесный пост, а пост душевный есть воздержание от той праздной информации, которой мы каждый день питаем свою душевность: развлечения, игры, праздные разговоры, осуждение и т.д. Отказываясь от развлечений, мы взамен больше времени уделяем чтению Священного Писания, духовных книг, можем искать душеполезную информацию в интернете. И еще – ни один пост не обходится без творения добрых дел», - отметил владыка.
Напомнив слова Христа о бесах: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29), архипастырь продолжил: «Когда мы постимся, легче дается молитва, мы меньше рассеиваемся. Вначале пост бывает тяжелым, но когда человек обрел решимость поститься, сделал первый шаг, вошел в пост, он чувствует внутри мир и спокойствие. Поэтому говорят: "постимся постом приятным"».
По словам епископа Даниила, пост – это одновременно и оружие, и милость Божия, и та жертва, которую мы приносим рождающемуся Христу. Древние христиане, отказывая себе во время поста в мясе, молоке, рыбе, освободившиеся средства направляли на помощь бедным.
Также владыка отметил, что тяжелобольные люди не всегда могут строго поститься: «Пимен Великий говорил, что мы, христиане, не телоубийцы, а страстеубийцы. Пост предназначен не для подрыва здоровья, а для того чтобы обуздать наши страсти. К примеру, преподобный Амвросий Оптинский благословлял болящим вкушать в пост молоко».
«Когда христианин начинает поститься, страсти могут проявляться сильнее, человек может стать обидчивым и раздражительным. Надо помнить об этом и стараться приносить больше добра и радости окружающим нас людям», - заключил архипастырь.
Источник: http://ruskline.ru |