Пятница, 29.03.2024, 08:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Главная » Статьи » О детях и для детей » Наше будущее

Отличия мышления мальчиков и девочек и обучение в начальной школе

В педагогических книгах и статьях много пишут о том, что дети отличаются по темпераменту, способу усвоения материала и другим характеристикам. Это все хорошо, только иногда забывается главное - что они отличаются по половому признаку. Мужчины и женщины физически устроены по-другому и дело не только в тех самых органах.

Мышление (а равно и остальные психические функции) мужчин и женщин (также мальчиков и девочек) работает совершенно по-разному. Отсюда бывает непонимание супругов ("Я же ему сказала, а он не понимает!"), и отсюда бывают проблемы в учебе. По вашим воспоминаниям - кто чаще в классе плохо учится, мальчик или девочка? Как правило, почти в каждом классе есть свой отпетый "двоечник", и это мальчишка. Современное школьное обучение (я имею в виду светские смешанные школы) целиком и полностью "женско-ориентированное". Начнем с того, что учитель-мужчина уже давно перешел в разряд раритетов. Разве что учитель физкультуры и труда у мальчиков, но там мыслительные процессы не особо задействованы. Учительница начальных классов, учительница математики, учительница физики... Все основные дисциплины, где больше должна работать голова, не просто находятся в "женских руках", но и программу составляет кто? Вы когда-нибудь видели серпентарий методический кабинет? Там исключительно женский состав (я методист, я в курсе). Программа средней школы целиком и полностью ориентирована на "девочковое" мышление, поэтому так часто плохо учатся именно мальчики. Программа построена на принципе "копипаст", то есть прочитай параграф и расскажи его, прочитай правило и сделай по нему упражнения, посмотри на образец и сделай по нему. Это типично женское мышление, которое тиражирует. Мужское мышление генерирует идеи и создает новые правила и новые образцы.

Именно поэтому девочкам так легко справляться с упражнениями на заданное правило, а мальчики не видят смысла в этом - они же усвоили идею, зачем ее теперь размусоливать? (подробнее про особенности усвоения и обработки информации в начальной школе у мальчиков и девочек смотрите в книге Еремеевой В. Д. и Хризман Т. П. "Мальчики и девочки — два разных мира").

Девочки обычно гораздо лучше отвечают у доски - вербальные центры у них лучше сформированы. Поэтому совершенно неправильно, когда мама говорит: "наш мальчик в два года не разговаривает, а у соседей девочка в год уже столько слов выдает!" - это нормально! Девочки в среднем начинают говорить раньше, и им легче сформулировать свои мысли, нежели мальчикам. Мальчикам важно высказать суть, им незачем "растекаться мыслью по древу", в отличие от них девочки могут приукрашивать свои рассказы разными несущественными деталями, чем, конечно, радуют учителей и выглядят "более успешными" на фоне обрывочно отвечающих мальчиков. Когда учительница русского языка проверяет сочинения, на что она первым делом обратит внимание? на объем! И если вместо заданного минимума "примерно полторы страницы" она увидит пять строчек, она даже читать не будет, а перечеркнет все жирной красной пастой и поставит "двойку". Мальчикам год за годом на протяжении всего обучения внушают, что идея не важна, мысль не имеет ценности, важно только ее оформление и "копипаст" (вспомним снижение оценок за помарки? это исключительно женское извращение учительниц. посмотрите на любого профессионала - как раскиданы стружки по столярной мастерской, как заляпано все в студии художника. Когда мальчики стремятся создать что-то новое, им совершенно некогда все "раскладывать по полочкам", это слишком низко для их высоких идей. А в школе им вбивают, что помарка выше той мысли, которую они пытались выразить).

Конечно, и девочку нужно учить созидающему мышлению, но именно мальчики страдают больше от этой направленности обучения, когда нужно только усвоить информацию, а не добывать ее и не творить нечто новое.
МОжет показаться, что у меня есть противоречие - я столько писала о том, что на определенном этапе у детей наглядно-образное мышление, потом словесно-логическое? Это все верно. Но на одном и том же этапе у мальчиков и девочек оно работает немного по-разному в одних и тех же рамках. И те, и другие оперируют образами на стадии образного мышления, но при этом отличаются способы оперирования. Например,в игре девочки могут два часа устраивать домик для кукол, придумывать мебель и менять наряды, так и не начав сюжетных действий. Мальчики же сразу переходят именно к действиям - например, стали играть в машинки, тут же устраивают гонки и т.п.

У кого есть возможность посмотреть, как рисуют девочки и мальчики с комментариями, вы заметите примерно следующее: девочка будет подробно рассказывать про всякие красивости: "а это у принцессы такой дворец. тут будто у нее садик. там такие цветочки (долгие перечисления с подбором цветовой гаммы). а тут живет ее собачка. собачку зовут...". на листе будет четкое разделение небо-земля с "ровными рядами" всех участников и предметов.
Мальчик будет больше выражаться звукоподражательными словами и междометиями, ему важно "закрутить сюжет", а не прорисовать каждый предмет: "а он такой - бац! - а они вжжжжжжжжж, а машина туда как поехала, этот бум-бум, а он такой побежал...". на листе будет неопределяемая мазня, по которой туда-сюда много раз "проехала машина".

И вот мальчик в первом классе приносит такой рисунок учительнице рисования (с "девочковым" мышлением), а она говорит: "Петров! Почему у тебя машина на воздухе висит? Почему у тебя человек вверх ногами? Ты где-нибудь видел человека на дороге вверх ногами? А почему ты залез за контур? Что, маленький, не научился раскрашивать?" (класс хохочет). Таким образом мальчик не только получил попрание своей высокой идеи и динамичного сюжета, но и был выставлен "перед строем". Подумайте, много у него останется желания созидать?

Как мы уже говорили, мышление мужчин требует новаторства, принципиально иных решений, мужчинам нужно "переворачивать мир", они, собственно, приходят к обучению для того, чтобы получить эти самые два кольца. Как раз в начальной школе, когда у ребенка формируется словесно-логическое мышление, мужская логика-то и не нужна. Можно так пошутить, что у девочек в этом возрасте мышление "словесное" (именно они пересказывают желательные правильные ответы), а у мальчиков "логическое" - они ищут причинно-следственные связи между объектами, не всегда умея это сформулировать. Именно здесь даются готовые шаблоны и информация дается в готовом виде. Это постоянное "делание по образцу" уничтожает стремление к самообразованию и любознательность в начальный период обучения (не нужно думать, что эти прекрасные качества формируются на пустом месте при окончании школы и начальная школа это лишь прописи, это как раз и формирование модели учебной деятельности, желательно на всю жизнь). Плюс к тому, что обучение лишено стимула проявлять инициативу, заниматься поиском информации и искать собственное решение означенной проблемы, обучение построено именно на вербальном потоке, в обработке которого мальчики этого возраста не очень сильны (мы уже говорили, что они чаще девочек отвлекаются при слушании, хуже формулируют свои высказывания и т.п.). В этом возрасте мальчикам нужно как можно больше "ставить экспериментов", они легче находят решение "путем проб и ошибок". Конечно, любая подобная деятельность исключена в начальной школе - чем экспериментировать? Счетными палочками? Мальчики дольше, чем девочки, находятся в периоде главенства кинестетического канала восприятия - им необходимо разобрать-собрать объект, чтобы узнать, как это устроено и почему оно так действует.

Но даже интеллектуальные трудности не так негативно сказываются, как психологические. Самая главная - соревновательность. Даже если это не подогревается учительницей, по законам развития группы в любом классе, пусть самом дружном, есть соревновательность и места "первого" и "последнего" в классе. Соответственно, девочки в этом возрасте всегда и везде "быстрее-выше-сильнее", и в условиях современной акселерации даже и на физкультуре мальчикам не всегда удается одерживать победу (практически во всех знакомых мне первых классах самые высокие - девочки, а не мальчики). Вообще то, что в классе ровесники мальчики и девочки - уже неправильно, потому что девочки гораздо опережают мальчиков в психическом развитии и других сферах. (Если почитать материалы о гендерных отличиях, вы найдете интересный факт - уже новорожденные девочки отличаются от мальчиков примерно на 2-3 недели по развитию - а ведь их еще никак "гендерно-ориентированно" не воспитывали! Девочки быстрее устанавливают контакт глаз, узнают лица близких и т.п.)

Конечно, к восьмому классу ситуация будет иная - в старших классах мальчики стремительно догоняют и обгоняют девочек в учебе. Но ведь и подсознание не будет ждать восемь лет! В детсаду и начальной школе уже сформируются совершенно "немужские" пораженческие и зависимые позиции). Такая ситуация, когда девочка публично доказывает свое превосходство, ломает мужское достоинство. А это происходит сплошь и рядом: мальчик не смог решить задачу у доски, вызвали дописывать девочку; девочки быстрее прорешают контрольную работу и сдадут тетрадки, а мальчики будут долго возиться; аккуратные работы девочек чаще оказываются на выставках, доске почета и т.п.; мальчики часто получают замечания за поведение и невнимательность, и им ставят в пример девочек; в конце концов, неуспевающие ученики-мальчики списывают уроки у отличниц-девочек. Мы в самом начале темы говорили о том, что мужчине жизненно необходимо демонстрировать свои достижения и получать женское восхищение. И в том возрасте, когда у мальчиков формируются гендерные роли и поведенческие модели, они постоянно получают вербальные и невербальные негативные характеристики! что особенно важно - в самом невыгодном сравнении с более успешными и социально принятыми девочками. Мужчина должен демонстрировать достижения и получать женское восхищение, а получается все наоборот - мальчикам внушают, что они никчемные ничтожества на фоне главных и во всем превосходящих девочек. Кроме того, что это провоцирует агрессию (уж действительно, хочется этих девчонок поколотить в углу на перемене), это еще и строит неправильные представления о себе и неадекватную самооценку. У мальчика нет визуального подкрепления собственных достижений. Мальчик лишается представления, чем созидательным он может достичь успеха (повторю на всякий случай, что это все строится в подсознании и ребенок не может это высказать. про подсознание я недавно писала - новенькие могут поискать по моей фамилии). Что это означает? Что мальчик чуть позже будет искать, чем же проявить свою маскулинность? Как вы понимаете, самый легкий и короткий путь всегда находится не очень хороший: если ты не куришь - ты не мужик, и т.п.

Эмоциональный мир мальчиков и дошкольные учреждения

Поскольку мы начали говорить про гендерные отличия, никак нельзя оставить в стороне животрепещущую тему эмоционального развития. "Он же мальчик! Ему надо быть самостоятельным", "Он у тебя маменькин сынок! Пора уже оторвать его от своей юбки!", "Ему уже два года, а он все еще такой "мамин", что же делать?!", "Ну ладно девочка, а мальчику точно надо быть не с мамой, а в коллективе! Ему нужно закалять характер!" и прочее. В общем, мальчик не имеет права на детство с мамой, он обязан ходить в ясли и сад "потому что он будущий мужчина!".

Говоря об особенностях эмоционального развития мальчиков необходимо сразу заметить, что они созревают намного медленнее, нежели девочки. То есть, "отрыв" от маминой юбки должен наступить гораздо ПОЗЖЕ, а не раньше. И этот отрыв должен инициироваться самим мальчиком, а не его родственниками или "нормами" от соседей. Он обязательно произойдет, если в семье здоровая нормальная атмосфера и воспитание без "перегибов" (нет гиперопеки, мать не возмещает с помощью сына какие-то давние обиды от мужчин и т.п.).

До шести лет мальчик должен быть "маминым" (см, например, Стив Биддалф "Воспитывать мальчишек...Как?"). Папа, конечно, очень важен и незаменим, но именно мама стоит на первом месте первые шесть лет. Цель маминого воспитания - вырастить любящего и заботливого мужа и отца, а не "хладнокровного воина и охотника". Мужское воспитание обязательно придет в свое время, но мама это источник любви к своей будущей семье.
Более того, если мальчик не прошел этот период естественным образом, то есть его "приучили к самостоятельности", то нарушается нормальное протекание следующих периодов - либо появляется агрессия и отчуждение, либо наоборот - мальчик психологически не уходит от мамы, а привязывается к ней и становится зависимым. Мальчики, вопреки расхожему стереотипу, гораздо более ранимы, нежели девочки. Потому, что девочки (женщины) рассчитаны на высокую выносливость и приспособляемость (это обусловлено природными особенностями организма: например, считается, что мужчина физически не мог бы вынести даже половину степени боли, которую женщина проходит в родах). Следовательно, как раз девочки легче проходят эмоциональные потрясения (в целом это видно в обществе - мужчина быстрее уходит в негативные выражения стресса, нежели женщина. Женщине, например, бывает достаточно поплакаться подружкам и провести шоппинг-терапию, мужчина же долго "перемалывает" потрясение в себе и неадекватно выражает эмоции. (То, что девочки лучше мальчиков могут приспособиться к тяжелым условиям, еще не является рекомендацией отдавать их в ясли и сад).

Мальчики в детском возрасте (до 6 лет) гораздо тяжелее, нежели девочки, переносят разлуку с мамой. Теперь вернемся к "приучению к самостоятельности в коллективе". Что понимает подсознательно мальчик, когда мама отрывает его от себя в самый разгар эмоционально близкого и зависимого периода? Как мы знаем, мама - это первый объект любви для мальчика, первый женский образ. Есть такая поговорка: "как мужчина относится к матери, так будет относиться к жене", и она не лишена основания. Мальчики проживают эдипов комплекс (похожий комплекс у девочек проходит куда менее серьезно). Мама - это "любимая женщина", которой мальчик полностью доверяет и доверяется. Соответственно, если мама отдает его "приучаться к самостоятельности", мальчик слишком тяжело переживает разлуку - неважно, выражена ли она внешне (орет перед входом в садик, висит на заборе, протестует и т.д.), или нет. Подсознательно записывается программа "брошенности", оставленности, что с любимой женщиной необходимо "разорвать отношения" в самом их разгаре. Теперь вспомним, что именно в дошкольном возрасте у детей формируется представление о семье и супружеских моделях поведения. Разве это подходящая модель для будущего семьянина? Конечно, никакой отказ от садика не поможет, если мама развелась пять раз. Но тем не менее, если мы говорим о "средней" полной семье, этот фактор очень важен. Мальчик усваивает, что "так надо" - уйти от любимого человека, несмотря на его страдания и мольбы не уходить (мама уходит, "улыбается и машет", а мальчик смотрит из окна детсада, плачет и просит его забрать).

Кроме того, что мама формирует в детском возрасте базовое доверие к миру, она формирует представления об отношениях между полами. Она формирует представления о любви, заботе о любимом человеке, отношение к себе и к другим, принятие и осознание своей значимости. Если мама "жалеет" для мальчика проявлений любви и ласки, боясь избаловать или боясь сделать его "женственным", тем самым она не только внутренне ранит своего ребенка, но и закладывает неверный тип отношений в его будущую семейную жизнь. Мужчина учится проявлять любовь, нежность и заботу к своей семье как раз в детском возрасте, а не после венчания.
Этот период "маменькиного сынка" до шестилетнего возраста крайне важен для мальчика - только в том случае, если он сам достаточно напитался любовью, из него вырастает любящий отец. Если для него основной моделью было "выживание в коллективе" и "приучение к самостоятельности", он будет жестко относиться к своим детям, особенно к дочерям (часто родители вымещают свои неосознаваемые проблемы на детях того же пола, то есть за обиды на мать достанется дочерям). И дальше - покатился снежный ком: дочери, не получившие отцовской любви и ласки, зачастую даже не могут создать семью или быстро ее разваливают, "вымещая" на муже образ эмоционально холодного отца.

Детсад и гендерные стереотипы: смена ролей

С самого раннего детства мальчик получает от окружающих подсознательную установку "быть мужчиной плохо!". Опять скажу, что для формирования такой установки и женственного образа "дрюлечки" вовсе не надо это объяснять мальчику прямым текстом. Подсознательно внушаемые вещи гораздо сильнее и эффективнее, нежели прямые указания что и как делать. Каким образом мальчик получает такие представления?
Первым делом в детском саду: какая бы чудесная воспитательница не была, физически 20-30 детей невозможно выдержать. Поэтому необходимы определенные ограничения. Какой ребенок удобен? Который "тихо сидит в углу и человечков из желудей делает" (с). Ребенок, которого подсознательно положительно принимает воспитательница (даже при том, что внешне она вроде бы "всех любит одинаково") - это такой, который не доставляет ей лишних проблем и хорошо слушается, легко управляемый и приятный в общении. Это кто? Исключительно девочка. Девочки в целом послушнее (вернемся к тому, что мальчики иногда "слушают и не слышат": "Петров! Я для тебя лично двадцать раз повторить должна?!"), девочки больше ориентированы на межличностные отношения со взрослыми: на прогулке именно девочки стайкой окружат воспитательницу (в нач. школе - учительницу) и будут с ней беседовать. Девочки всегда "рады услужить": принести что-то воспитательнице, помочь, наябедничать ;), и т.п.

Мальчики устроены таким образом, что им для игр необходимо гораздо больше пространства, нежели девочкам. Для девочек важно иметь просто личное пространство, желательно укрытие - они больше любят строить домики, расселять кукол, прятаться в шалашах и т.п. В общем - их пространство может быть маленьким и строго ограниченным. Мальчики же по своей сути должны "захватывать территорию" - как все самцы в природе. Поэтому мальчикам надо носиться и орать, их игра распространяется на все то пространство, что они видят и могут пройти-пробежать. Поэтому "удобные" девочки тихонько играют в углу детсадовской группы или в беседке на прогулке, а мальчики носятся и громят все и там, и там (сшибая и мирно игравших девочек заодно). Понятно, что если мама может вывести мальчика в парк, лес или стадион, и дать ему там "выпустить пары", то воспитательница, даже если она отлично понимает мальчишескую природу, не имеет таких условий: малюсенькая территория строго ограничена детсадовским забором, к тому же остальные дети тоже должны остаться целы. Позволить 10-15 мальчикам ТАК играть на большом пространстве она не может при всем желании. Поэтому что чаще всего слышит мальчик? "Не бегай! Не лезь! Не ходи туда! Играй здесь! Туда нельзя! Сюда нельзя!" - первая установка, что нельзя "захватывать территорию", то есть вести изначально мужскую линию поведения. Еще установка - что территория принадлежит женщинам (девочки будут без проблем проникать туда, куда мальчику запретили - это ничего, а он точно все испортит). Кто бегает и кричит, тот в глазах воспитательницы "плохой" и "непослушный" (повторю, что чисто физически при всем желании она не может позволить в группе детсада обычное мальчишеское поведение). Но, кроме того, что территория мальчиковых игр должна "расширяться", она еще должна "расти вверх" - мужчинам необходима вертикаль. Помните такую старую игру "царь горы"? Ведь в ней очень много смысла! Опять же, типично самцовое поведение в природе: победивший соперника идет куда-нибудь повыше и там кричит дурным голосом, какой он молодец и посмотрите все на него. Игру мальчика должны "видеть издалека": поэтому мальчики любят строить высокие башни, влезать на деревья-крыши и т.п. Может эта "вертикаль" строиться в условиях детсада? Воспитательница же не хочет себе проблем - если все полезут на деревья, кто-нибудь упадет, на нее заявят в полицию и поехали. Поэтому нельзя ничего и никому.

Невыраженная совершенно нормальная природная энергия начинает "бурлить" и выходить каким-нибудь неприемлемым способом. Но, кроме того, мы уже сказали, что мальчик получает негативное представление о своем обычном "мужском" поведении.

Второй момент: мы уже упоминали, что женщины "настроены" на высокочастотные звуки. Иными словами, шум, производимый девочками (даже визг), нервирует воспитательницу меньше, нежели вопли мальчиков. "Сиди тихо и не ори!" - голосовые реакции тоже плохо. То есть, выражение эмоций невозможно.

Воспитательница так или иначе ответственна за внешний вид детей (даже если это негласное правило - например, если она отпустит ребенка возиться в луже и он вымокнет, а переодеть не во что, ей же претензии предъявят!). С этой точки зрения кто будет выглядеть "хорошим ребенком"? Уж точно не мальчик.

Переходим к занятиям в группе: дети сели рисовать. Мальчик смахнул локтем баночку для воды, влез рукавом в краски, ткнул (нечаянно) сидящую рядом девочку карандашом и т.п. У мальчиков не так совершенна мелкая моторика, как у девочек, шьющих куколкам платья и нанизывающих себе бусики. Воспитательница, понятное дело, будет "оценивать" все это, а не его творческую идею и порыв. "что ты тут намазюкал, смотри, как у Лены аккуратно!" - у Лены, разумеется, точная копия образца, зато она не вылезает за контур. Дошкольный возраст - это возраст поиска информации, эпоха игры и спонтанного творчества. И для любознательности и исследовательского интереса мальчика эти "развивающие занятия по программе" куда вреднее, нежели для девочек (которые, как мы помним, легко и просто вписываются в систему "копипаст"). Как раз тогда, когда мальчик должен исследовать окружающий мир собственными методами и делать собственные выводы, ему дают всегда готовую и разжеванную шаблонную информацию - это квадратик, это кружочек, сосчитай орешки у белочки на картинке. Главное, его лишают основного способа поиска и восприятия информации - двигательного канала и органов чувств. это, конечно, плохо для обоих полов, но у девочек большую роль играет эмоциональная связь со взрослым (что хочешь вызубрят ради любимой мамы или воспитательницы!), а у мальчиков познание ради познания, а не ради воспитательницы, поэтому мышление мальчиков более обедняется.

Мальчик постоянно слышит: "Веди себя ХОРОШО!" - будь тихим, незаметным, безынициативным, легко управляемым, тогда ты принят. Так ломается типично мужская линия поведения и подсознательно ставится установка, что это - плохо. Подсознание принимает положительно исключительно "девочковую" модель поведения. Дальше, если мальчик продолжает быть "мальчиком", у него уже появляется неправильная самооценка, то есть он - плохой. Отсюда будет стремление к некой брутальности, грубости и асоциальности. Наоборот, если мальчик принимает "девочковую" линию поведения, и становится тихим-послушным-удобным, у него теряется типично мужская активность и дальше не развиваются многие маскулинные качества, забитые этим стереотипом.

Девочки и гендерные роли, смена ролей

Что случается с представлениями о мужском и женском образах у девочки?
Вот мама привела девочку первый раз в группу, девочка прячется за ее юбку. Что ей говорят? "как тебе не стыдно!". Хотя застенчивость всегда была женским положительным качеством и ценилась.
Вернемся к воспитательницам: какие девочки наиболее положительно оцениваются? Всегда стремятся помочь, любят выступать или рассказывать стихотворения, бойкие, не стеснительные, инициативные, активные. Это кто? Это мужской образ с маскулинной активностью! К тому же, девочке приходится подсознательно "сражаться" за внимание "главного взрослого" - воспитательницы. В условиях семьи, даже очень многодетной, невозможно представить ситуацию, когда столько сверстников. Даже если очень много детей в семье, то за исключением случаев двоен-троен, это разновозрастные дети, а значит, у них разные потребности. Но здесь целая большая группа сверстников с одинаковыми эмоциональными потребностями. Дети вынуждены подсознательно соревноваться за "место под солнцем" - внимание воспитательницы. Поэтому девочка формирует скрытую агрессию - это ЕЕ воспитательница, ЕЕ подружки и т.п. такая воинствующая позиция не свойственна женскому образу - в семье девочки как раз проявляют заботу по отношению к маленьким.

Может, и сами того не желая, воспитательницы и учительницы в начальной школе "подыгрывают", выталкивая девочек на активную позицию, превосходящую мальчиков. Мальчики (в целом) чаще начинают устный ответ примерно так: "Ну это... там такое...это...", на что педагог говорит: "Петров! Сначала подумай, а потом отвечай!", и тут встает девочка и - бал-бал-бал-бал-бал - звонким и четким голосом. В садике скорее девочка вызовется выступать, петь и рассказывать стишки на утреннике, нежели мальчик. Да и воспитательницы скорее поставят девочек на "ведущие" роли, нежели мальчиков.

Про начальную школу мы уже поговорили - что программа в целом не рассчитана на то, что дети бывают разного пола и среди них встречаются и мальчики. Нейропсихологи утверждают, что к первому классу разница в развитии между мальчиком и девочкой примерно в год! Представьте, какая это огромная разница для эмоционального развития! То есть, с 6-летними девочками должны бы учиться 7-летние мальчики. Да еще и физически зачастую девочки превосходят мальчиков-ровесников. Мальчик что-то нашалил, смял девочке тетрадку и еще что, а она его берет за шкирку, как котенка, и лупит линейкой - она ж его на голову выше и в полтора раза шире в плечах! Какой же это образ защитника? Как быть за "каменной стеной"?

То есть, девочка мало того, что стоит на более активной и успешной позиции в течении НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ по сравнению с мальчиком, она получает черты маскулинного образа и учится подавляющей и опекающей модели поведения. Модели поведения заменяются на чисто противоположные. Она постоянно демонстрирует свое превосходство над мальчиком, она "вхожа во власть" - воспитательница и учительница к ней более благосклонны; если учительнице некогда - девочка проверит, сделана ли домашняя работа у соседа по парте и поможет ему найти и исправить ошибки. В общем, девочка выносит следующие подсознательные установки: женщина главная, сильная, независимая, она все может, а мужчина это такое убогое сознание, которого нужно за ручку вести и за которого нужно все проблемы решать. Что из этого получается в будущем? В семье ссоры, и вместо конструктивной работы женщина думает: "да ладно, сама справлюсь, ерунда какая, подумаешь - муж! подумаешь - развод!". Образ мужа как таковой совсем не имеет ценности.мужа вообще подбирают из жалости (не он завоевывает женщину, а она его пожалела и взяла), а если "плохо себя ведет" - выкидывают. Зато женщина - она ого-го, и коня на скаку, и что угодно. Представления о семейных ролях и моделях поведения мужчины и женщины закладываются в раннем и дошкольном детстве, как раз тогда, когда окружение заставляет мальчика и девочку меняться ролями.

Мальчик в начальной школе

Мальчики и обучение в начальной школе - как смягчить негативное влияние?
1. лучше отправить мальчика как можно более позже, а не раньше по возрасту. Желательно, чтобы он был старше на год (то есть, в классе шестилеток с 7 лет, в классе семилеток с 8).
2. давать возможный в ваших условиях максимум двигательной активности (даже в очень маленькую квартиру поместится элементарный спорткомплекс, а в хорошую погоду желательно выходить на прогулки в такие места, где можно бегать и шумно играть).
3. в дошкольный возраст и младший школьный делать упор на развитие грубой моторики и ни в коем случае не критиковать за то, что "неправильно держит карандаш", "вылезает за контур" и вообще за несовершенство мелкой моторики - для мальчика это норма.
4. выбирать самую молодую учительницу :) помните, что непрерывный стаж в ...дцать лет для школьной учительницы скорее диагноз, а не заслуга (эмоциональное выгорание наступает уже в первые годы).
Да, и высшее образование всегда лучше, чем "педулище" - все же в универе хоть как прочитают психологические курсы, хотя лучшие студенты в школу редко идут,но тем не менее. И в том, чтобы поинтересоваться стажем и образованием учительницы нет ничего плохого и незаконного, это право родителей.
5. Дать возможность мальчику заниматься чем-то таким, что повысит его статус в классе - пусть он научится тому, что не умеет никто из одноклассников.
6. Дать возможность адекватно выражать соревновательность и устраивать "мужские сражения" - спорт, пейнтбол и т.п. Желательно, чтобы на занятиях и секциях был мужчина-учитель или тренер (я понимаю, что совет поискать учителя начальной школы утопичен)
7. Ни при каких обстоятельствах не ругать за отметки. Даже если работа выполнена плохо и отметка низкая, найти, что можно похвалить. Хвалить ДЕЙСТВИЕ - то есть, "вот эту букву ты уже хорошо написал", а не отметку, если отметка хорошая! Мальчик первым делом должен видеть то, что он сделал, а не то, как к этому отнеслись окружающие (учительница и класс). Увы, но такие случаи, когда ученик старался-пыхтел и получил плохую отметку - не редкость. Постарайтесь замечать старания вашего мальчика и хвалить его за усердие и приложенные усилия.
8. Не сравнивайте с одноклассниками вообще, тем более - с девочками.
9. Давайте возможный максимум изучения "руками" - всякие наборы вроде юного техника, физика и тп. плюс к этому различные виды конструирования.
10. я знаю, как важно родителям найти "хорошую школу", чтобы была сложная программа, высокий уровень образования, и чтобы чадо поступало в назначенный папой ВУЗ желательно по окончании первого класса.

Постарайтесь мне поверить - я работала как раз в очень хорошей языковой школе - что на первые три года обучения можно забыть свои амбиции. Дети настолько вымуштрованные всяким "развитием" поступают в школу, их настолько морально забивают там и учителя, и родители, им необходимо соответствовать высоким целям, что к концу начальной школы у них уже психосоматика, уже нет ни желания и ни физических сил учиться дальше. Пусть в начальных классах мальчик поучится не в "крутой" школе, где в "первый класс вроде института" (с), зато сохранит физическое и психическое здоровье. Потом можно поступить в какую хотите гимназию,а подтянуться до нужного уровня той программы гораздо легче, если у мальчика работает мышление, сформированы интересы и есть мотивация, нежели когда его вгоняют в "копипаст" и тянут за уши от первого класса до последнего курса ВУЗа.

Примерно лет с шести (границы, как всегда, условны), мальчику требуется наставник, ему необходим мужской авторитет, в нем есть потребность в формировании собственного маскулинного образа, ориентируясь на выбранный образец.

Мы уже как-то упоминали, что в период 6-10 лет ребенку необходимо увидеть и попробовать множество видов человеческой деятельности - для того, чтобы в подростковом возрасте у него сформировался образ того, чем он собирается заниматься профессионально. Ребенок не может познавать деятельность в теории, ему нужно все пробовать активно. Для мальчика это особенно важно, поскольку мальчики дольше девочек сохраняют главенство кинестетического (двигательного) канала восприятия. В этом возрасте (с шести лет) мальчику необходим такой человек, который может выступать харизматическим лидером и "влюбить" его в какую-либо созидательную деятельность. Как раз с этой целью раньше мальчиков отдавали в подмастерья, чтобы он, наблюдая за работой влюбленного в свое дело профессионала, перенимал эти качества.

Даже в обычной речи типично "мужские" действия отличаются от типично "женских" законченностью, тогда как женские скорее относятся к рутине: "прибить полки" или "вышивать крестиком". Первое несет в себе конкретное действие, которое можно закончить и получить результат, второе - бесконечный однообразный процесс. Понятно, конечно, что женщине больше, чем мужчине, нужно быть вовлеченной в рутину - в связи с бытовыми домашними делами ("поддерживать огонь в очаге"), и с ухаживанием за маленькими детьми (многократно повторяющиеся ежедневные действия). Мужчины более нацелены на конкретное действие, на результат, а не на процесс. Теперь вспомним первый класс - результат как таковой либо недостижим (невозможно выучить математику! это процесс на все годы обучения), либо не подразумевается (пропиши эти буквы - здесь есть только рутинный процесс, нет четкого результата). Таким образом, мальчик лишается прохождения этого "результативного" компонента, который очень легко было достичь юным подмастерьям когда-то (вот конкретная деятельность и осязаемый результат). На первый взгляд может показаться, что здесь та же система "копипаст" - сидит мастер, делает некие изделия, мальчик сидит и подражает. Но цель обучения была перенять ремесло, и в итоге сделать свой "каменный цветок", то есть овладеть техникой, а не идеей. Хороший мастер - это когда на основе известной техникой может предложить новаторскую модель.

В современной модели обучения (если мы не берем военные училища или религиозные школы) в начальной школе, как раз в возрасте, когда мальчику нужен наставник как представитель определенной профессии, у него появляется учительница. Учительница - многие написали, что она как мама. То есть, мальчик уходит от сильного женского авторитета (мамы) не к мужскому, как надо бы, а к еще более сильному женскому! В современном обществе считается, что авторитет учительницы начальных классов должен быть выше родительского. Кроме того, что учительница не может быть "мужским авторитетом", она еще не дает развиваться профессиональным интересам - ее деятельность никак не может служить мальчику примером для подражания и никто из мальчиков не мечтает стать учителем начальных классов, то есть сразу уходит любознательность и нет мужского образа, которому хочется подражать.

Обучение мальчиков - размышления

В дошкольном возрасте, на мой взгляд, для мальчиков полноценное познание окружающего мира (лазать, бегать, узнавать свойства предметов и материалов, играть с настоящими предметами и природными материалами, иметь допустимую свободу в способе познания мира) куда более критично, нежели для девочек (мышление мальчиков более зависит от движения). Мальчики более экспериментаторы, нежели девочки. Поэтому для них особенно важно общение с окружающим миром (я уже писала по тэгам восприятие и развитие детей, что важно не количество объектов - для ребенка не нужно быть в джунглях, чтобы познавать животный и растительный мир, а глубина их исследования и способность наблюдать. Очень многие ученые отмечали влияние общения с природой на формирование своих интересов (Ломоносов писал о том, что сильнейшее влияние на его любознательность оказали поездки на лодке с отцом в море - казалось бы, а как же чтение с пеленок? всего лишь какая-то лодка! а на формирование архитектурного гения Гауди оказало строительство из песка на побережье). Плюс различные виды конструирования и возможность экспериментировать с материалами (не заданное соединение деталек, а возможность сделать нечто новое). (Иностранные языки и музицирование полезны всем без исключения, поэтому я не буду их выносить отдельно для определенного пола).

На мой личный взгляд спорт такой, который будет развивать разные группы мышц. Хотелось бы учить какому-нибудь "пятиборью" - то есть, чтобы мальчик мог и плавать, и управляться с лодкой, и бороться в случае необходимости, и залезть на скалы. ну, все не в один год обучения, конечно :)Любой спорт, который учит держать равновесие - умение "держаться на плаву" не только внешнее, оно формирует также похожие психологические качества, что пригодится в жизни (скалолазание сюда же плюс оно хорошо учит добиваться поставленной цели и преодолению препятствий).
Мне нравится идея занятий стрельбой - умение концентрироваться на цели очень полезное в будущей жизни.

Любые "ручные" ремесла, какой бы интеллектуальный труд не предполагался во взрослой жизни - поговорка "ремесло плечи не оттянет" очень верная, а мужчина должен быть независим и самодостаточен. К тому же ремесло дает мальчику результат своей деятельности - это очень важно для мужчины, т.к. он нацелен на результат, женщина - на процесс.

Многие отмечали в комментах умение ориентироваться на местности и "выживание в экстремальных условиях" - отличная идея, правда, в урбанизированной действительности плохо выполнимая. К этому необходимо добавить и бытовые навыки - представьте себе охотника, который должен провести в лесу, например, пару суток, и при этом не умеет готовить :)!

Мне также нравится идея конного спорта - мальчик должен учиться управлять кем-то, у него должно формироваться ощущение, что от его решений зависят действия других.
В комментах посчитали психологию исключительно женской сферой, но я, как человек, занимавшийся именно такими темами с мальчиками подросткового возраста, хочу сказать, что это необходимо - мужчина должен знать, как устроена женщина и понимать ее, он должен потом переносить гормональную нестабильность, эмоциональные всплески и уметь поддерживать (в некоторых моментах - стоически выносить :)) свою жену. (Конечно, понимание психологии это не чтение скучных нотаций и не заучивание умных терминов).

Как вы заметили, я все время пишу о каких-то практических умениях и физических действиях. А как же математика?! А чистописание?! Дело в том, что мальчиковое мышление устроено таким образом, что только под влиянием хорошего такого экспериментаторского опыта оно начинает производить какие-то обобщения и выдавать новаторские идеи. А если все поменять местами (что мы имеем в школе - в 1 классе прописи, в 9 - физика и опыты), то время чаще всего уходит, и любознательность угасает. В идеале нужно бы сделать наоборот - первые годы обучения максимально практические, с опытами и наблюдениями, с возможностью воплотить свои сумасбродные идеи, свободно обращаясь с материалами. А уже после этого - научные обоснования и чистая логика. Мне с этой точки зрения примером обучения мальчика представляется автобиографическая книга Даррелла - возможность заниматься интересующим его делом, полная свобода в наблюдениях и занятиях, самостоятельность и ответственность за свои дела - никто ему клетку не мастерил, тебе надо ты и строгай; наставник (Теодор), который не делает из мальчика копию себя, а лишь дает информацию и помогает найти свой путь. Также там замечательно выполнен принцип практической необходимости знаний - мальчику необходимо вести дневник наблюдений за животными, поэтому он вынужден много писать. Для мальчиков (опять же - более, нежели для девочек) необходима прагматическая цель - для чего он это изучает, и применение знаний на практике, им не нужна голая теория в отрыве от действительности.

 

 



Источник: http://deti-v-semje.livejournal.com
Share |
Категория: Наше будущее | Добавил: Талёна (20.06.2018)
Просмотров: 1109 | Теги: методика, различия, обучение, воспитание детей, школа | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
В этот день
29 марта

День специалиста юридической службы (Россия).
День памяти героев (Мадагаскар).
День ветеранов Вьетнамской войны (США). ...
 
Сегодня именины Александра, Трофима.

Коли в этот день тепло, то и вся весна будет теплой.

В этот день родились:

Джон ТАЙЛЕР (1790), 10-й президент США.
Станислав ГОВОРУХИН (1936), кинорежиссер.

1730 В Москве появилось уличное ...
1778 Английский капитан Джеймс Кук ...
 
Знаете ли вы, что для того чтобы выбраться на свет... 



Мини-чат
200

Поиск

Статистика

Copyright MyCorp © 2024