Кем и чем является животное для человека? Субъектом собственности или субъектом жизни? Какими правами должны обладать животные? Чтобы выработать основные принципы свобод для животных, человечеству пришлось пройти долгий путь. История с погибающими дельфинами в Утришском дельфинарии показывает, что Россия плетётся в хвосте цивилизации.
Еще Леонардо да Винчи говорил:«Придёт время, когда люди будут смотреть на убийцу животного так же, как они смотрят на убийцу человека».
Впервые озвученные в 1979 году «Пять свобод» легли в основу почти всех существующих современных мировых законов о животных.
1. Свобода от голода и жажды — путём предоставления доступа к воде и еде, которые поддерживают хорошее здоровье и активность.
2. Свобода от дискомфорта — путём предоставления соответствующей среды для проживания, включая жилище и место для сна и отдыха.
3. Свобода от боли, травм или болезни — путём предоставления превентивных мер или ранней диагностики и лечения.
4. Свобода естественного поведения — путём предоставления достаточного места, соответствующих благоприятных условий и приспособлений, а также компании себе подобных.
5. Свобода от страха и стресса — путём обеспечения соответствующих условий и отношения, которые исключают моральные страдания.
Предпосылки
Первые документы, более или менее рассматривающие права животных, появились в XVII веке. До этого «животный вопрос» был на моральной совести отдельно взятого человека. Об этом много говорил Пифагор, есть знаменитая цитата Леонардо да Винчи, вегетарианца и защитника братьев меньших: «Придёт время, когда люди будут смотреть на убийцу животного так же, как они смотрят на убийцу человека».
Первый утверждённый документ, который с некоторой натяжкой можно отнести к закону о животных, появился в 1636 году в Ирландии. Документ запрещал выдёргивать шерсть из овец и крепить плуг к хвостам лошадей, потому что это причиняет им страдание.
Но революционное обсуждение в обществе прав животных произошло чуть позже. В 1641 году выходит трактат Декарта «Размышления о первой философии». Декарт настаивал на теории, что у животных нет души, они лишь материя, подчиняющаяся механическим законам природы. Определяя животных как машины без души, он делал вывод, что они не чувствуют ни удовольствия, ни боли, а значит, их можно убивать и использовать для любых нужд.
В том же году в Северной Америке в колонии Массачусетского залива выходит кодекс о защите сельхозживотных. Одна из статей гласила: «Ни один человек не должен практиковать тиранию или жестокость против любой божьей твари, обычно используемой для пользы человека».
Эти два события задали вектор обсуждения в европейском и американском обществе на ближайшие двести лет. Законодательно это никак не отражалось, но многие последующие трактаты великих мыслителей не обходились без вопроса о животных и отношении человека к ним.
Философы по-разному объясняли необходимость хорошего отношения к животным. Джон Локк, а позже и Иммануил Кант не наделяли животных правами и чувствами, но утверждали, что жестокость к животным вредна для развития самого человека. Жан-Жак Руссо и Иеремия Бентан также не оспаривали мнение, что у животных нет разума, но настаивали на способности животных чувствовать. Способность страдать, по их мнению, должна была стать критерием хорошего отношения к братьям меньшим.
Надо отметить, что в Азии вопрос о гуманном отношении к животным поднимался всего один раз. В конце XVII века сёгун Цунаёси, получивший впоследствии прозвище Собачий сёгун, издал несколько законов о жестоком обращении с животными. При его правлении было вынесено немало смертных приговоров убийцам животных. Он создал специальные приюты для собак. Эти законы были отменены через десять дней после его смерти.
Первые законы
Родоначальником законодательной базы стала Англия. В самом начале XIX века общество всерьёз озаботилось правами животных. Но все предлагаемые законы отвергались парламентом: животное считалось собственностью, а наделение их правами нарушало закон о собственности.
Только в 1822 году благодаря члену парламента Ричарду Мартину был принят первый закон, впоследствии названый «закон Мартина». За «избиение, плохой уход или жестокое обращение с любой лошадью, кобылой, мерином, мулом, ослом, быком, коровой, тёлкой, бычком, овцой или другим скотом» полагался штраф (до 5 фунтов стерлингов) или два месяца тюрьмы.
По инициативе Мартина был проведён первый судебный процесс над человеком, избившим осла. Чтобы доказать свою правоту, Мартин привёл осла в зал суда и показал его раны. Этот судебный процесс долгое время был любимой темой английских газет и мюзик-холлов, а нарисованная картина, изображающая «показания осла» на суде, сегодня украшает лондонскую штаб-квартиру Королевского общества по защите животных.
Через два года, заметив, что новый закон плохо выполняется, Мартин организовал Общество для предотвращения жестокого обращения с животными (SPCA — Society for the Prevention of Cruelty to Animals). В 1840 году SPCA получило грамоту от королевы Виктории и стало королевским (Royal SPCA, RSPCA). Сейчас британское общество считается одним из главных в мире и имеет особое положение в самой Англии.
Вскоре английский опыт переняли и в других странах. В 1850 году выходит первый закон о животных во Франции, а в 1866 году в США по типу английского королевского сообщества образуется ASPCA. Тема животных стала невероятно популярной, постоянно организовывались различные группы, выступающие против вивисекции, охоты, меховых изделий, эксплуатации и употребления животных в пищу. Но законодательно это никак не отражалось.
Во время мировых войн начала и середины XX века было не до животных и никаких особых законодательных изменений в отношении их не происходило. Однако стоит упомянуть закон 1933 года, принятый нацистами в Германии. С одной стороны, Гитлер выступал против жестокого обращения с животными и за равноправие, с другой стороны, согласно этому закону, люди как вид утеряли свой статус: на первом месте стояли арийцы, потом шли волки, орлы и свиньи, лишь потом некоторые национальности, а евреи занимали последние места вместе с крысами.
Современный мир
Восстановившись после Второй мировой войны, Европа вернулась к вопросу о животных. Начиная с 60-х годов прошлого века стали появляться активные движения в их защиту. «Оксфордская группа», «Фронт освобождения животных» (сейчас действует в 38 странах), РЕТА (People for the Ethical Treatment of Animals — «Люди за этичное обращение с животными»), Всемирное общество защиты животных (WSPA).
Всемирная декларация прав животных (Universal Declaration of Animal Rights) была принята Международной лигой прав животных 23 сентября 1977 года в Лондоне. А 15 октября 1978-го объявлена в парижском штабе ЮНЕСКО. В 1979 году были разработаны «Пять свобод». Позже их внесли во Всемирную декларацию прав животных.
В конце 80-х годов была разработана Европейская конвенция по защите домашних животных и издана в ноябре 1987 года. Конвенцию подписали Австрия, Бельгия, Кипр, Дания, Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Лихтенштейн, Италия, Люксембург, Мальта, Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Северная Ирландия.
Украина стала первым государством, ранее входившим в состав СССР, кто подписал европейскую конвенцию. Также на Украине в 2006 году был принят развёрнутый закон «О защите животных от жестокого обращения». Россия же не подписала до сих пор ни конвенцию, ни собственный закон.
Самый масштабный закон из всех существующих был разработан в Австрии. С 1 января 2005 года вступил в силу Австрийский акт о благосостоянии животных. Кроме привычных запретов, запрещается держать собак на цепи, использовать диких животных в цирке, продавать котов и собак в магазинах, убивать животное без анестезии. Также полностью запрещено звероводство. Кстати, с 18 марта 2009 года в России полностью запрещён промысел детёнышей тюленя (бельков).
А Испания стала первой в мире страной, признавшей права животных отдельных видов. В 2008 году испанский парламент наделил правами на жизнь и свободу крупных человекообразных обезьян. Под запрет попали опыты на обезьянах, содержание их в цирке или других развлекательных учреждениях, а также участие в телевизионных программах. Присутствие обезьян в зоопарках разрешено, но закон требует для них особых условий.
В Европе и Америке животное рассматривается не только как субъект собственности, но и как субъект жизни. За жестокое обращение с животным, которое включает и неправильное содержание, можно поплатиться конфискацией животного, штрафом и тюрьмой. Введён налог на животное. За убийство животного предусмотрено лишение свободы.
В это же самое время московская пенсионерка содержит в своей однокомнатной квартире 117 кошек. Ни правоохранительные органы, ни соседи ничего сделать не могут — нет закона. А то, что столько кошек в 30 метрах нормально содержаться не могут даже при бескрайней любви к животным, понятно и ребёнку.
Если сравнить зарубежный опыт с российским, то мы находимся в начале XIX века: животное — это вещь. Но нужно ли ждать двести лет?
Комментарий сопредседателя Российского и Международного социально-экологических союзов, представителя Экологической вахты по Северному Кавказу Валерия Бриниха:
— В России есть общие нормы о животном мире, размытая статья в уголовном кодексе, и всё. Бороться за права животных так, как это делается в Европе, у нас невозможно. Недавно радикальный закон был принят на Украине, там удалось добиться ответственности за жестокое обращение с животными. Хороший закон в Польше, его можно брать за образец. Отсутствие закона в России — позор для цивилизованного общества.
Главная суть всех европейских законов — создание максимально гуманных условий содержания животных в неволе. Ведь жестокость не только в истязании и мучениях, а в неправильном содержании. Хотя надо признать, что в Европе иногда это доходит до маразма: недавно осудили человека за то, что он перекормил свинью. Но это отражение той заботы о животных, которая существует и на законодательном, и на правоприменительном уровне.
У нас животное — вещь, имущество. На Западе животных рассматривают с двух сторон. Не только как собственность, но и как живое существо со своими желаниями, чувствами и потребностями. Несмотря на то что институт собственности там развит сильней, чем у нас, животное могут отобрать и отдать в приют. В данном случае животное можно сравнить с детьми: они недееспособные субъекты права. Детей защищают от родителей, животное — от собственника. И на Западе это работает.
Но при этом не нужно идеализировать Запад. Там тоже есть коммерческий интерес, который превыше всего. Служители закона на многое закрывают глаза. Цирк, спорт. Знаете, что лошадям, для того чтобы они красиво и высоко поднимали ноги, изменяют копыта? А лошади высоко поднимают ноги, потому что им больно. Совершенства, к сожалению, нет. В идеале нужно создать условия, чтобы животное вообще не страдало от человека. Но такого на данный момент нет нигде в мире.
Юлия Бурмистрова
Источник: http://www.chaskor.ru |