Двуглавый орел - один из древнейших и
распространенных символов власти. Ему не менее пяти тысяч
лет, и он возникает одновременно с первыми на земле
государствами. Этот символ получил множество трактовок, но
какой смысл ему придавали изначально?
Шумерский бог Нинурта
Издревле орел был солярным
символом – образом солнца.
Именно поэтому он стал также божественным или царским
знаком. Львиноголовый орел Анзуд у шумеров
изображался поражающим змею. Орел считался птицей
бога грозы Ашшура у ассирийцев, Зевса – у
греков и Юпитера – у римлян. В Ветхом Завете
орел выступает очень многогранным символом. С орлом
сравнивается Сам всесильный и любящий Бог
Израиля: «Когда Всевышний давал уделы
народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил
пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть
Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его. Он
нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой,
ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу
ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носится
над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет
их и носит их на перьях своих, так Господь один водил
его, и не было с Ним чужого бога» (Втор. 32:
8–12). Орел может быть исполнителем
Божией воли: «Я воззвал орла от
востока, из дальней страны, исполнителя определения
Моего» (Ис. 46: 11). Орел также олицетворяет
грозную непреодолимую силу: «И
будет Моав посмеянием и ужасом для всех окружающих
его, ибо так говорит Господь: вот, как орел, налетит
он и распрострет крылья свои над Моавом. Города будут
взяты, и крепости завоеваны, и сердце храбрых
Моавитян будет в тот день, как сердце женщины,
мучимой родами» (Иер. 48: 39–41). Но орел
также может быть и символом гордыни:
«Ибо вот, Я сделаю тебя малым между народами,
презренным между людьми. Грозное положение твое и
надменность сердца твоего обольстили тебя, живущего в
расселинах скал и занимающего вершины холмов. Но,
хотя бы ты, как орел, высоко свил гнездо твое, и
оттуда низрину тебя, говорит Господь» (Иер. 49:
15–16). Не случайно трехглавый орел в
неканонической III книге Ездры (гл. 11–12)
олицетворяет власть земных царств. Позднее, уже в
христианской символике, орел стал олицетворением
горнего мира, знаком евангелиста
Иоанна Богослова. Орлецы – ковры с изображением
двуглавого (в Византии) или одноглавого (в России)
орла, парящего над градом, – стали символом
епископской власти.
Хеттский двуглавый орел, изображенный на воротах царской столицы Хаттусы (13 в. до РХ)
Двуглавие в древности было
символом небесного свода, солнечного рассвета и
заката. Двуликий Янус изначально почитался римлянами
как бог солнца и небосвода. В «Ригведе»
ту же роль играли близнецы-всадники Ашвины, в
греческой мифологии – братья Диоскуры: Кастор и
Полидевк.
Солярная символика была основной у индоевропейцев. Около
1800 года до Рождества Христова, во времена Авраама, в
Малой Азии и Сирии возникло первое индоевропейское
государство в мировой истории – Хеттское царство,
успешно боровшееся с египетскими фараонами. Хетты
упоминаются в Книге Бытия (гл. 23) как радушные соседи
Авраама в Ханаане. Придя в Малую Азию с Балкан, хетты
позаимствовали здесь изображение двуглавого орла. Он был
очень популярен на Ближнем Востоке уже в III тысячелетии
до Рождества Христова. Изначально двуглавый орел
символизировал шумерского бога войны Нинурту. Хетты
увенчали орла царской короной. Царь у хеттов именовался
«солнцем», а двуглавый орел становился, таким
образом, символом обожествляемой царской власти. У хеттов
орел изображался с зайцами в когтях. Зайцы были символом
сумерек, тьмы, зла. Орел, схвативший зайцев, выступал
олицетворением победы царя над его врагами, света над
тьмой, добра над злом. Идея благородства и справедливости
царя была крайне важной в хеттской государственной
идеологии. Один из великих хеттских царей Телепинус (XVI
в. до Р.Х.) так завещал своим потомкам: «Отныне кто
после меня царем станет, то пусть его братья, его сыновья,
его свойственники, люди его рода и его воины да будут
собираться вместе. И ты, будущий царь, придешь в страну
врагов, сильной рукой покоришь. Но так не говори: "Я
отпускаю без наказания”, если на самом деле ты
ничего не прощаешь, а притесняешь. Не убий никого из рода.
Это не ведет к добру». 
Орел Священной Римской империи Германской нации
От хеттов двуглавого орла
заимствовали мидийцы, персы, арабы, армяне,
турки-сельджуки, монголы, а также византийцы. В XII
веке в Западной Европе возникают государственные
геральдические символы – гербы. На различных
европейских гербах двуглавый орел появляется уже в
XIII веке. В это же время он становится гербом
Сербии, позднее также Черногории, Албании,
использовался он в Черниговском и Тверском
княжествах. В начале XV века черный двуглавый орел
появляется и на гербе «Священной Римской
империи германской нации», в 1806 году его
унаследовала Австрийская (с 1867 –
Австро-Венгерская) империя, распавшаяся после
поражения в Первой мировой войне.
Орел Священной Римской империи Германской нации
В Византии (Ромейской державе)
государственного герба как такового не существовало.
Однако золотой двуглавый орел на красном поле был
личным символом последней византийской династии
– Палеологов. Племянница последнего императора
Константина XI Зоя привезла его с собой в Москву в
1472 году, но на государственной печати ее мужа Ивана
III он появляется лишь с 1497 года. Это, скорее
всего, объясняется двумя причинами. С 1489 года были
установлены дипломатические отношения России с
империей Габсбургов, причем император
«Священной Римской империи» признал
московского государя равным себе,
«братом». Таким образом, Иван Васильевич
мог претендовать на использование императорской
символики – двуглавого орла. Кроме того, в 1494
году старший брат Зои Андрей, имевший
преимущественные права на византийский престол,
продал их французскому королю. Второй брат Мануил еще
ранее отказался от своих прав в пользу османского
султана. Таким образом, законной наследницей
оставалась лишь московская государыня Зоя (Софья
Фоминична), ее муж, сын Василий III и последующие
потомки.
Государственная печать Ивана III 1497 г.
Русский двуглавый орел, подобно палеологовскому и
габсбургскому, изображался то с раскрытыми лапами, то
державшим крест, меч или державу. С XVII века утверждается
новый образ – с державой и скипетром. При Петре I
цвет орла становится черным. Неизменным еще с хеттских
времен было лишь увенчание орла одной, двумя или тремя
коронами – главным царским атрибутом. Символика орла
сочеталась с идеей Третьего Рима, как она была выражена в
1523–1524 годах старцем псковского Спасо-Елеазарова
монастыря Филофеем. Когда знаменитый старец писал
о том, что «два убо Рима падоша, а третий стоит,
а четвертому не быти», он говорил не о предмете
для гордости, а о величайшей ответственности России:
четвертому Риму не бывать не потому, что третий Рим
будет стоять вечно, – а мир простоит лишь
столько, сколько продержится хранящий православную веру
третий Рим. А потому двуглавый орел – не
символ самопревозношения, но знак стремления к
исполнению Божией воли.
Можно лишь повторить слова пророка Исаии, которые имеют
отношение ко всем нам: «Кому уподобите Меня, и [с
кем] сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны?
Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и
нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога;
кланяются ему и повергаются перед ним; поднимают его на
плечи, несут его и ставят его на свое место; он стоит, с
места своего не двигается; кричат к нему, – он не
отвечает, не спасает от беды. Вспомните это и покажите
себя мужами; примите это, отступники, к сердцу; вспомните
прежде бывшее, от [начала] века, ибо Я Бог, и нет иного
Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет
в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось,
говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я
сделаю. Я воззвал орла от востока, из дальней страны,
исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу
это в исполнение; предначертал, и сделаю. Послушайте Меня,
жестокие сердцем, далекие от правды: Я приблизил правду
Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит; и дам
Сиону спасение, Израилю славу Мою» (Ис. 46:
5–13).
Федор ГАЙДА
Источник: http://www.pravoslavie.ru |