Андрей Максимов — писатель, драматург, телеведущий,
педагог. Всех его ипостасей не перечесть, но одну следует упомянуть
непременно: он — родитель.
Максимов — отец троих детей, взрослых и не очень. О детях
он и пишет книги. В них нет ответов на все «воспитательные» вопросы.
Цель этих книг, как определяет ее сам автор — заставить родителей
задуматься, а не предложить готовый ответ. Он называет свой жанр
«высказывания», и многим эти высказывания могут показаться резкими.
Потому что автор уверен: во всех проблемах между взрослыми и детьми
всегда виноваты взрослые.
Свою последнюю книгу «Как не стать врагом собственному
ребенку» Андрей Максимов открывает посвящением собственным детям. В нем
он честно признается: «Я прекрасно осознаю: мне не всегда удавалось быть
таким, каким в этой книге я советую быть родителям. Но я всегда вас
любил и люблю. Мне почему-то важно, чтобы вы об этом знали…»
Писатель рассказал порталу «Православие и мир», почему
детство — самая трудная пора в жизни, как выменять две недели прогулок
с собакой на «Айфон» и где найти идеальную школьную учительницу.

Семья
— Андрей Маркович, вы пишете книги для родителей
и подростков, читаете лекции, отвечаете на массу вопросов, связанных
с воспитанием детей. А в вашей жизни были моменты, когда собственные
дети ставили вас в тупик?
— Все время. Все дети всегда ставят взрослых в тупик. Вот простой
пример: свою книгу «Прочистите ваши уши, или «Многослов-3: первая
философская книга для подростков» я написал, когда меня поставил в тупик
мой младший сын Андрей. Мы сидели, пили чай или смотрели футбол, и тут
он сказал: «Папа! Ведь мир вокруг плохой!». И я говорю: «Ну, да,
в общем». «А мир кто сделал? Взрослые?». «Взрослые», — отвечаю. «А тогда
чего их уважать? — говорит он. — Вот ты всегда говоришь: взрослых надо
уважать. А почему? Если взрослые создали такой ужасный мир?».
Это был хороший вопрос, и я задумался. А результатом и стала книжка —
где я собрал эти детские вопросы и попытался на них ответить.
И оказалось, в процессе сбора, что детей волнует масса вещей, о которых
взрослые даже не подозревают. Например, мой сын сказал, что в книге
обязательно должно присутствовать слово «месть»…
— Месть?
— Именно. Потому что всем детям родители говорят, что мстить не надо,
а дети не понимают, почему. «Вот если я иду по улице, — говорит мне
сын, — И человек ударил тебя, я чего, не должен ему мстить? А почему?»
Или, например, подрастая, дети спрашивают: «Секс с любимым человеком
и с нелюбимым — отличается?» Они же все время видят это по телевизору,
и им интересно.
Взрослые ставят вопросы, на которые ответы известны. Но дети — дети
спрашивают так, что ответы надо искать. У моего друга Дмитрия Брикмана
в Израиле есть такая телепередача «Детский недетский вопрос», в которой
он задает детские вопросы взрослым людям. Поразительно интересно!
— Как существовать взрослому в таком режиме? Когда вопросы
вылетают в тебя как из пушки — постоянно, — да еще меняются от одного
детского возраста к другому?
— Давайте начнем с самого начала. Каждая эпоха считает, что отношение
к детям, которое есть в это время — правильное. Когда в Спарте рождался
ребенок, папа приносил его на совет старейшин и спрашивал: «Здоров ли
мой ребенок?» И вот эти старики Спарты — не врачи, не эскулапы —
начинали рассматривать малыша и могли, например, сказать: «Этот никуда
не годится. Выкинь его». И отец шел и выкидывал, потому что так было
принято. Бунтов по этому поводу не происходило.
Многие века отношение к младенцу было такое: младенец — это существо,
которое, может быть, когда-нибудь станет человеком. Но пока это
недочеловек. Не умеет ходить, не умеет разговаривать, не понимает, что
такое Бог. И поэтому ничем не отличается от щенка. Это было нормально.
Было нормально пороть детей. И Пушкин порол, и Жуковский.
Сегодня нам тоже кажется наше отношение к детям вполне нормальным.
Так ли это? Давайте посмотрим. Вот есть взрослые люди — хорошие, умные,
имеющие массу прав. И есть, условно, придурки — это дети. Мы по-прежнему часто воспринимаем их как каких-то недочеловеков: они ничего не понимают, не могут, не делают. СОКР.
Мы отдаем ребенка в школу, и в течение одиннадцати лет — одиннадцати!
— наше отношение к самому дорогому существу на свете зависит от того,
что скажут о нем чужие люди. Вот учительница ставит ему пятерки. Значит,
он хороший ребенок, думаем мы. Если ставят двойки, нам кажется, что
он плохой. Мы позволяем решительным образом влиять на отношение к своему
ребенку чужим людям, часто — совершенно непонятным людям.
Кроме того, у нас в крови постоянно детям врать. Вот, например, у вас
есть жена. Перед вами не стоит вопрос, баловать жену или не баловать.
Если жене нужна шуба, а у вас есть деньги — вы покупаете ей шубу. А если
у вас денег нет, вы говорите: «Извини, дорогая, нет денег, шубу тебе
не куплю».
С ребенком же совершенно другая история. В магазине, когда он хочет
машинку, мы думаем: «Так, машинка у него уже есть. Если купить еще
одну — это будет баловство». И тогда мы, вместо того, чтобы сказать ему
правду, начинаем врать: деньги забыли дома, зарплату не дали, и прочее.
У большинства людей вранье — это основа взаимоотношений с детьми. И это
первое правило успешного общения с ребенком: не надо ему врать! Нужно
понимать: ребенок — это человек с самого начала. И относиться к нему
надо как к человеку.
Олег Павлович Табаков рассказывал: как-то он пришел домой и увидел
свою дочь на крыльце. Ей было тогда года три-четыре, не больше.
И в руках она держала что-то маленькое, черненькое. Он говорит: «Что
случилось, Маша?». И эта девочка трех лет ему отвечает: «Вот жук умер.
Надо хоронить». Понимаете? Для нее это событие. Ей надо хоронить жука.
У детей отношение к миру совершенно другое. И тут у них многому можно
научиться, если не врать.
Второе важное правило: общаться с другими так, как ты хочешь, чтобы
общались с тобой. Почему-то у нас это универсальное правило общения
на детей не распространяется. Если дети начнут общаться с нами так, как
мы с ними, мы сойдем с ума через два дня. Если нам будут все время все
запрещать, если мы должны будем все спрашивать — это с ума можно будет
сойти.
У меня на днях была встреча в библиотеке. И мне одна женщина говорит,
что она растит ребенка без отца. А недавно у нее появился молодой
человек, и ему непонятно: почему мама не бьет дочку — детей же, уверен
он, надо бить обязательно! И я этой женщине ответил: «Абсолютно
правильно! Только давайте договоримся так: если девочка получила двойку,
мы ее порем. Если молодой человек не принес вам цветы, мы порем его.
Устроит это его? А если не устроит, то почему к девочке такое отношение
допустимо, а к нему нет?»
Другой пример, который я часто на своих семинарах привожу. Дети — это
существа, которые не имеют права на досуг. Потому что досуг, это когда
вы делаете, что хотите. Вы хотите смотреть футбол — вы смотрите футбол.
Это ваш досуг, вы отдыхаете. У ребенка же, считают взрослые, досуг
должен быть полезным. А это уже не досуг — это полезное мероприятие.
Ребенок тоже должен иметь время для своих дел. Мы говорим ему: «Зачем
ты сидишь за компьютером? Полезнее же играть в футбол на воздухе?».
И он отвечает: «Сижу, потому что хочется». Давайте попробуем повернуть
эту ситуацию. Ребенок может с полным правом спросить взрослого: «Зачем
ты, папа, пьешь пиво? Ведь оно вредное!». И что скажет папа?
Нам проще, когда вся система воспитания построена на унижении
ребенка, когда друг с другом мы общаемся по одним законам, а с детьми —
совсем по иным.
— Но как тут найти баланс? Как не скатиться к потаканию и баловству ребенка?
— Я всегда говорю: давайте заменим слово «ребенок» на слово «жена».
А как не спуститься к потаканию жене? Или к баловству мужа? Есть такая
проблема? Нет. А почему она возникает по отношению к ребенку?
— Попробую объяснить. Потому что жена или муж — люди
взрослые, они уже обладают какими-то знаниями о мире, их не нужно учить.
У ребенка же этих знаний нет, и он нуждается в обучении.
— Во-первых, это нам только кажется, что ребенок входит в мир
никаким. Что он — пустой лист, а мы на нем все напишем. С тех пор, как
расшифрован геном человека, понятно, что это не так: что ребенок,
появляясь на свет уже какой-то. И он гораздо больше знает, чем нам
кажется. У Януша Корчака есть гениальная книжка — «Как любить детей».
И там, в числе прочего, написано: наш страх, что ребенок обязательно
выпадет из окна, что он где-нибудь ударится, все себе сломает,
разобьется — этот страх преувеличен. Ребенок не хочет этого делать. Он,
конечно, менее осторожен, чем мы, но каким-то образом он знает о мире
очень много.
Мы до сих пор не очень понимаем, что такое генная информация, как она
передается. Мы вообще очень мало знаем о себе. И в этом смысле —
в смысле знаний о мире — я не вижу принципиальной разницы между женой
и ребенком. Ребенок знает свое, жена свое. Если поговорить с детьми,
то они понимают и знают вещи, которые мы уже не помним. У них очень
ясный ум. В их жизни еще нет социума, который взрослым людям дает разные
установки. Социум говорит: «Надо делать карьеру!» И человек убивает
жизнь на то, чтобы его называли, к примеру, не просто «инженером»,
а «старшим инженером». У детей этого нет. Они делят мир на хороших
и плохих, а не на «начальник — не начальник». Их вообще надо больше
слушать. Не всегда говорить самим, а иногда замолкать и слушать.
Разбалованные дети вырастают, когда взрослые к ним равнодушны. Когда
отцу богатому проще купить ребенку игрушку, чем с ним поговорить. Вот
у меня был случай со знакомым, у него дочка просила купить iPhone.
Я говорю: «И что? Деньги у вас есть, в чем проблема»? Знакомый отвечает:
«Ну, вот, девочка избалуется». Так какой остается выбор? Либо врать,
либо сказать как есть. В результате все хорошо закончилось. Он сказал
дочке: «Я хочу тебе купить iPhone, но я боюсь, что ты будешь
избалованной». И дочка ответила: «Я готова гулять с собакой две недели
рано утром». Обо всем можно договориться. И если с детьми разговаривают
и договариваются, они не вырастают избалованными.
Откуда все эти ситуации, когда ребенок устраивает истерику
в магазине? Потому что ему до этого двадцать пять раз говорили: куплю
тебе игрушку — только отстань. А можно было пресечь эту ситуацию сразу.
Сказать: я готов купить тебе сейчас одну игрушку. Но в ближайшие полгода
ты других игрушек не просишь. Договорились? Договорились. А если
ты нарушишь слово, как мне тебя наказать? Придумай сам себе наказание.
Я на всю жизнь запомнил хорошую фразу: дети боятся наказания
не страшного, не сильного, а непонятного. Всегда можно ему сказать:
давай решим с тобой, как мы тебя накажем. Давай решим — если
ты совершишь серьезный проступок, и мы оба поймем, что он серьезный —
как тебя наказывать? Дети с удовольствием включаются в эту игру.
Защита
— Вы называли детство самой сложной порой жизни. Почему?
— Если мы берем в расчет нормальную семью, то как происходит
взросление любого человека? Он рождается и в течение довольно долгого
времени — лет двух — ощущает себя под абсолютной защитой мамы. Мама —
это и крепость, и еда, и все, что угодно. Потом, когда он начинает
ходить, его начинают все любить. Он несколько лет растет в ситуации
всеобщей любви. Все это время он вне агрессии. Поэтому дети так радостно
общаются друг с другом — у них нет проблем. Мы с вами сидим в кафе,
мы взрослые и вокруг нас взрослые — каждый за своим столом. А если бы
здесь сидели сейчас одни дети, они бы уже уселись за один стол и начали
общаться.
И дальше, с возрастом, дети все больше социализируются. У них уже есть опыт абсолютной защиты и огромной любви, и вдруг
оказывается, что ни любви, ни защиты, ни заботы — ничего нет. Разве это
не трудно? Это очень трудно.
Мне вообще кажется, что взросление — это постепенный уход от Бога.
Младенец — это абсолютный человеческий эталон. Он совершенно
естественен, абсолютно нормален, никем не манипулирует и понимает, что
жизнь — подарок. То есть, абсолютно Божье существо. Но чем старше
он становится, тем дальше и дальше человек отходит от Бога. Начинает
путь от Бога к социуму. Путь тяжелый, бессмысленный. Чаще всего
бессмысленный, и всегда тяжелый.
— Как в этих условиях трудного детства, трудного перехода
из одного состояния в другое, вести себя взрослому? Есть возможность
как-то сгладить для ребенка болезненные моменты взросления?
— Самое главное — защищать его. И понимать, что в социальном плане
ребенок — слабый человек. Но он силен в чем-то другом. Моему сыну было
пять лет, когда мы пошли в церковь. Выходим, а он и говорит: «Ну, что
за люди вообще?! Как так может быть?! Взяли человека, прибили гвоздями
к кресту!» Понимаете, это — совершенно особое восприятие. Они слабее
в социальном плане, но при этом могут то, чего не могут взрослые.
И поэтому лучшее поведение взрослого — это защита и уважение. Мне бесит,
когда с маленьким ребенком разговаривают на «ты». Но при этом, когда
переходишь с ним на «вы» — он теряется. Взрослые редко вели так себя
с ним, он не привык… Нужно видеть в ребенке человека. Это очень простой
рецепт.
— В сегодняшнем мире родители очень много кричат на детей. Из-за чего, на ваш взгляд, это происходит?
— Да, к сожалению, это наша российская история. Если вы в западной
стране накричите на ребенка, вас могут забрать в полицию. Мой друг,
замечательный режиссер Константин Павлович Худяков, как-то сказал:
«Заграница — это такой мир, где собаки не лают, а дети не плачут». Это
правда.
Отечественный же менталитет состоит в том, что ребенка надо
использовать для эмоциональной разрядки. Я два дня назад был в одном
ресторане, там ребенок ездил на таких кедах с колесиками. И конечно один
из посетителей говорит: «Как тебе не стыдно здесь ездить?». Я говорю
этому человеку: «А почему нет?» — «Он мне мешает». — «Как он мешает?
Он не задевает вас, не шумит?»
Проблема в том, что мы — мир взрослых — реализуем на детях
собственные комплексы. Нам кажется, что мы очень крутые. Если ты наорал
на ребенка, то ты крутой.
— А есть возможность как-то справиться с этой проблемой?
— Для этого я и писал книжку «Как не стать врагом своему ребенку».
Ее посыл был не в том, чтобы рассказать, как общаться с детьми
и надавать советов. Посыл был в том, чтобы сесть и подумать: а как можно
решать возникающие проблемы?
Я часто провожу консультации по общению. У 80% людей, которые ко мне
приходят — проблемы либо с собственными детьми, либо с родителями.
Людей, которые приходят с проблемами взаимоотношений между полами
гораздо меньше. Почему так происходит? А потому что мы вообще про это
не думаем, у нас дети растут автоматически. Почему ты постоянно орешь
на самого дорогого тебе человека? Ты же живешь ради него! Ведь если
он заболеет, ты будешь сходить с ума, будешь искать врачей, продашь дом,
машину, все, чтобы только он вылечился. Но получается, что пока
он здоров, над ним можно издеваться?
— Есть случаи, когда давление на ребенка допустимо? Типичная
ситуация: маленький ребенок не хочет делать укол, отказывается принимать
лекарство. Но это нужно, чтобы выздороветь и не болеть. Как быть?
— Здоровье — это, пожалуй, единственный случай, когда на ребенка
можно давить. Потому что в здоровье детей взрослые понимают больше.
Но и тут: нужно объяснять какие-то закономерности. Ребенок не видит
зависимости между походом без шапки зимой и простудой, он этого просто
не понимает. Надо указать на это: можно ходить без шапки, но это
приведет к болезни — готов ты к этому? Готов, что будет температура?
Школа
— На своих лекциях вы часто довольно резко высказываетесь
о школе. В чем, на ваш взгляд, состоит проблема школы в деле воспитания
детей? И как родителям выстраивать тактику общения со школой?
— Девяносто процентов родителей перекладывают на школу воспитательные
обязанности, которых школа не выполняет и не будет выполнять никогда.
На самом деле, у школы есть две задачи, с моей точки зрения. Она должна
научить человека получать знания, и она должна помочь человеку совершить
выбор профессии, найти призвание. Наша школа не делает ни того,
ни другого. А мы, тем не менее, считаем, что она важная, нужная,
полезная.
Есть хорошие школы, есть хорошие учителя, но это все исключения. Если
говорить про систему, наша школа занята очень странным делом —
вбиванием в головы людей информации, которая, в общем, им не нужна.
После истории с ЕГЭ я понял: это такой государственный каток — с ним даже бесполезно
бороться. Он все сомнет и закатает тебя в асфальт. Выход один: защищать
своих детей. Очень часто ребенок говорит: «У меня учительница — идиотка». А родители отвечают: «Не может быть!». Значит, напрашивается какой вывод? Что ребенок — идиот. Но ребенок — это такое существо, которое весь мир делит на «свой-чужой». Если родители категорично встают на сторону школы, они оказываются чужими. Нужно прислушиваться к ребенку и все обсуждать с ним, чтобы этого избежать. И вообще, почему мы, родители, решили, что дураки могут быть в любой профессии, и только в школе все взрослые — умные?
По-хорошему, приучать ребенка делиться своими проблемами нужно
с самого рождения. Чтобы потом — когда ему станет пятнадцать, у него
будет переходный возраст — не оказалось, что он давно записал родителей
в графу «чужие». Но для этого надо рассказывать ему о проблемах
собственных. Готовы ли мы к этому?
— В вашей родительской жизни были ситуации конфликта со школой?
— Да, были, и в итоге своего младшего сына Андрея я забрал из одной
школы и перевел в другую. Я пришел туда, где он учился, посмотрел
на этих людей, и понял: мой ребенок с ними учиться не будет, это
неправильно. Его там все время унижали. Сейчас он учится в другой школе,
«Эрудит», очень хорошей. Там учительница, например, может позвонить
и извиниться за то, что накричала на ребенка.
— По каким критериям вообще следует выбирать школу?
В первые четыре года школа для ребенка равна учительнице, поэтому
и выбирать надо по ней. Нужен такой учитель, с которым вы хотели бы
иметь дело, и хотели, чтобы ваш ребенок имел с ним дело тоже. В Москве
есть выбор, найти такого учителя несложно.
Но дальше начинается пятый класс, учителей становится много, и это
уже совсем другая история. Главный критерий, по которому можно судить,
хорошая школа или нет — это реакция ребенка. Хочет он туда идти или нет.
Понятно, что ему не хочется вставать с утра. Это нормально, даже
взрослые люди, которые очень любят свою работу, порой встают по утрам
с неохотой. Но я имею в виду общее настроение. Если ребенок хочет идти
в школу — это хорошая школа. Если нет — плохая. Все, точка.
— Во многих семьях родители спорят о будущем своего ребенка.
Условно говоря, мама хочет видеть его музыкантом, папа — спортсменом.
Как решать такие ситуации?
— А причем тут, собственно говоря, мама и папа? И что, самого ребенка
вообще не спрашивают? Призвание — это то, ради чего Господь нас призвал
на Землю. Призвание и призыв — однокоренные слова. И задача родителей
здесь — не устраивать мордобой по поводу того, куда ребенку идти или
не идти, а смотреть, что ему интересно. Увидеть в чаде, куда оно
стремится, вот что нужно от родителей. И это видится, на самом деле,
не в пятнадцать и не в четырнадцать лет, а уже в пять лет, в семь,
в восемь. Это самый важный возраст, но, к сожалению, родители его часто
пропускают.
В школе наша система работает так: если у ребенка пять по алгебре
и два по русскому языку, мы берем преподавателя по русскому языку. Чтобы
он подтягивался. А на самом деле надо брать репетитора по математике
и развивать в нем все это. Ему это может не понравиться. Он, может,
сдастся через две недели. Отлично! Это тоже результат: значит,
математика — не наша история. Попробуем что-нибудь еще. В конце концов,
он за что-нибудь уцепится, и это будет призванием.
Самое трагичное — это не когда ребенок кончает школу с двойками.
Самое трагичное — когда он уходит из школы со всеми пятерками,
но совершенно не знает, что делать дальше. И поэтому заниматься этой
проблемой надо с раннего возраста. И смотреть, смотреть, смотреть. Вот,
хотел он на пианино заниматься, а потом начал, и стало тяжело. Так
бывает, но, опять же, дело родителей разглядеть: нравится ли ему это
на самом деле?
Когда я презентовал свою книжку, ко мне подошла одна женщина
и пожаловалась. «Не знаю, что и делать, — сказала. — У меня девочка 14
лет, ничем не интересуется». Я спросил: «Прямо вот ничем?». А она: «Ну,
ничем! Все время какие-то рассказы пишет!» Рассказы, понимаете? Вот что
надо было маме заметить и увидеть. А история, когда мальчик играет
в солдатики, а папа с мамой решают, чем ему заниматься — это
анекдотическая история.
— А школьные оценки по предметам, в данном случае, показатель его заинтересованности или нет?
— Школа — если только это не какая-нибудь прекрасная, чудесная
школа — не показатель ничего. Вот это нам очень трудно понять. Учебное
заведение, где шести-семилетним детям говорят, что бегать на переменах
нельзя — это бред! Детям нельзя не бегать! Я оговорюсь — существуют
специальные, хорошие школы, есть фантастические учителя. Там по-другому
относятся к детям, и сами дети хотят туда идти, им там стыдно не знать
предметов. Но я говорю о системе.
Вера
— Андрей Маркович, на ваш взгляд, есть разница в воспитании
детей в семьях воцерковленных и семьях, которые не имеют отношения
к религии?
— Я не знаю, сможете ли вы это написать… Но, мне кажется, разница
есть, и часто она бывает не в пользу воцерковленных семей. У нас есть
такая тенденция в последнее время: верующие люди относятся к неверующим
с превосходством. Не с жалостью, а именно с превосходством. Я услышал
однажды, как один известный священник, назвал людей неверующих «пеной».
И я подумал: каким в этой семье может вырасти ребенок? Он вырастет
с невероятным чувством гордыни. А чувство гордыни, которое строится
на религии — это ужасно.
Вера — это есть, как мне кажется, понимание того, что мир создан
по каким-то законам, что есть Высший суд, который строит эту жизнь.
И еще вера подразумевает смирение. То есть, понимание того, что Бог
ни делает — все к лучшему. Вот люди, в которых это есть — у них и дети
в хорошую сторону отличаются, и сами их семьи.
Мне всегда казалось: блажен, кто верует. Вера — это такой подарок.
Ее нельзя отыскать, только Вера сама тебя может найти. И вот Бог вдруг
обращает на тебя внимание, и ты неожиданно понимаешь, что такое
смирение, вдруг ты начинаешь любить и жалеть людей. Понимаешь, какое это
счастье — обрести Веру! И если уж тебе дали такой подарок, то к людям,
которым не дают такого подарка, надо относиться с печалью, с жалостью
и пытаться им помочь. Но никак не высокомерно.
— Вы говорили, что водили своего пятилетнего сына в храм. Часто вы бываете в храме с детьми или дома говорите с ними о вере?
— Я не могу назвать себя сильно воцерковленным человеком. Я хожу
с ребенком в церковь, да. У нас дома висят иконы. Но в вопросах веры
я никогда его ни к чему не принуждал. Выбор Веры, как и любой другой
выбор в жизни — это не диктат, а знакомство. Надо познакомить ребенка
с чем то, чтобы он знал — это есть. А дальше он уже сам решит, надо ему
это или нет.
Что касается моего сына, то он понимает, что есть Бог. Он его
боится — что, мне кажется, важно. Когда он крестится, это самая страшная
клятва. Он понимает, что нельзя чего-то делать, потому что стоит перед
Богом.
Записал Михаил Боков
Источник: http://www.pravmir.ru |