Для начала несколько цитат.
«Наша молодежь любит роскошь, она плохо
воспитана, насмехается над начальством, не уважает стариков, перечит
родителям. Наши дети стали
просто тиранами». (Сократ; 400 лет до н.э.)
«Наш мир достиг критической стадии. Дети
больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже недалек.»
(Свиток папируса; около 4000 лет).
Как
видим, это явление – конфликт поколений, сопровождает человечество
тысячелетия и поэтому можно утверждать, что у него имеются природные
корни. Почему между не только разными людьми, а между даже кровно
близкими возникает непонимание и взаимное отторжение?
Дело в том, что ребенок для родителей дорог и любим, так как он –
воплощение их желаний. А родители для ребенка с момента рождения
являются такой же данностью, как Солнце, воздух или, скажем, мебель в
детской. Поэтому, в отличие от природной любви родителей к детям, в них
она отсутствует и ее надо строить, что называется, с пеленок.
Позже к этой разнице добавляется еще одна. Новое поколение по природе
является строителем следующей ступени развития и, естественно,
отвергает многие ценности предыдущего поколения. Образно выражаясь, дети
воспринимают родителей не просто как «мебель», а как «старую мебель»,
годную разве только на выброс.
Это явление особенно обострилось в последние 80 -100 лет, так как
современный уровень развития позволяет одновременно жить 3-4
поколениям.Как же воспитать в детях уважение и любовь к старшим
поколениям?
Первое, что приходит на ум – ограничить восприятие родительской
любви, как некоей абсолютной данности от природы. Не случайно существует
древнее библейское выражение: «Жалеющий розги ненавидит своего сына».
Иначе говоря, природную родительскую любовь обязательно надо
уравновесить требовательностью и строгостью. Но возникает другой вопрос:
требовательностью и строгостью в какой форме и, главное, в чем, в каком
направлении?
Начнем с формы.
Можно путем принуждения заставить ребенка уважать старших. Но это на самом деле будет не уважение к старшим, а страх перед ними.
Можно действовать путем уговоров и увещеваний. Но опыт
свидетельствует, что таким образом можно добиться лишь кратковременного
результата.
Психологи и педагоги давно подметили природное детское стремление
подражать действиям взрослых. Поэтому представляется, что единственной
действенной формой воздействия на ребенка является личный пример.
А теперь подумаем: пример в каком направлении мы, старшие, можем показать нашим детям? В каком мире мы предлагаем им жить?
Реалии жизни заставляют нас обучать их жить в мире конкуренции и
вражды. И по-человечески понятно инстинктивное неприятие детьми такой
жизни. И это еще одна причина взаимного отторжения.
Получается, что необходимо менять взаимоотношения в обществе, меняться нам самим.
Проще говоря – если хотим изменить отношения в частной ячейке
общества (между поколениями в семье), необходимо прежде менять их в
обществе в целом. И когда молодые увидят, что общество уважает и ценит
их, всегда стремящихся к взаимной заботе и поддержке родителей, они,
естественно, также станут их уважать и любить, и им подражать.
Конфликт поколений является следствием их разобщенности. Если все
совместно живущие поколения являлись бы партнерами по достижению одной
общей цели, это, конечно же, способствовало бы появлению
уважительно-партнерских отношений в обществе в целом и в семье в
частности.
Для всех независимо от возраста общество является единственной средой
существования. Хотелось бы, чтобы это было общество, в котором
господствуют не конкурентно-враждебные, а взаимно — дружелюбные и
заботливые отношения. Построение такого общества сегодня является уже
не некоей фантастической мечтой, а настоятельной потребностью в виду
нарастающего общественно-экономического и экологического кризиса.
Поэтому забота о таком обществе может быть той самой единой общей
целью всех поколений. Старшие вносили бы в этот процесс свой жизненный
опыт, а младшие – юношескую энергию и стремление к развитию. И тогда
юность бы знала, а старость могла.
И, наконец, еще одна мысль.
Сегодня никто в системно-организованном порядке не обучается самой
важной профессии в мире – быть родителем. В результате общество получает
от семьи «бракованных», по-дилетантски воспитанных граждан со всеми
вытекающими из этого последствиями.
Даниэль Попель
Источник: http://www.globosfera.info |