Американский 
экран – большой и малый – одержим амишами, маленькой религиозной сектой,
 чей ультраконсервативный образ жизни не устает привлекать и восхищать 
других жителей страны. За последние годы зрители могли увидеть фильмы и 
передачи "Амиши в большом городе”, "Мафия амишей”, "Свидетель”, 
"Разрывая с амишами” и – только что – первую серьезную программу, где о 
секте говорят не актеры, а настоящие амиши, семь молодых и старых 
человек, описавших на телевизионном экране свой драматический уход из 
общины. (Те, кто остался, интервью не дают).    Чем же 
завораживает Америку эта маленькая группа глубоко верующих людей, 
живущих главным образом в небольших поселках Пенсильвании?   Чтобы
 ответить на этот вопрос, надо углубиться в историю замкнутой 
религиозной секты, отдаленно напоминающей наших старообрядцев.   Название
 "амиши" происходит от слова "аминь". Так себя называли члены 
протестантской секты менонитов, которые бежали в 17-м веке от 
преследований из Европы в Америку. Эти швейцарские немцы, которые до сих
 пор говорят на старинном германском диалекте, ведут архаичный образ 
жизни. Интерес к ним определяется перечнем вещей, без которых амиши 
обходятся, а именно: автомобили, самолеты, электричество, радио, 
телефон, телевидение, кино.   В сущности, этот список – довольно 
точная опись нашей цивилизации. Достаточно вычесть все эти достижения 
прогресса, которые амиши таковыми не считают, и мы попадаем в прошлое. 
Говоря точнее, в 17-й век, время образования первых менонитских сект. 
(Можно сказать, что амиши – ровесники мушкетеров). Строгий костюмный 
кодекс заставляет мужчин носить черные штаны с помочами (никаких 
пуговиц), шляпу и белую рубаху. Усы они бреют, а бороду нет, из-за чего 
пожилые амиши немного похожи на Солженицына. Женщины всегда ходят в 
темных платьях с передниками и в чепцах. Детский наряд отличается от 
взрослого только тем, что малыши бегают босиком. Немало живописности 
облику амишей добавляют их коляски на конной тяге.   Все амиши – 
прирожденные и урожденные фермеры. 92 процента работают на земле, 
остальные идут в кузнецы. Не пользуясь ни тракторами, ни химическими 
удобрениями, они собирают урожаи в два-три раза выше соседских. 
Земледелие для амишей – часть религии.   Очевидным результатом 
такого прилежания является знаменитая амишская кухня. Лишенные особых 
развлечений, они умеют и любят поесть. Причем, самое вкусное то, что 
проще всего приготовлено: вареный горох, кислая капуста, масло, 
картошка, хлеб, кукуруза. И только у амишей я, наконец, понял, что такое
 яблочный пирог, и почему Америка выбрала его своим символом. Нигде так 
не уместен консерватизм, как в кулинарии, который, естественно, 
распространяется не только на нее. Амиши категорически не приемлют 
современной цивилизации. Прогресс для них – вещь бессмысленная и 
вредная. История остановилась в тот момент, когда они нашли свою землю 
обетованную – тучные поля Нового Света и свободу жить так, как они 
считают правильным. То есть – по Библии. Амишская община строго следует 
мельчайшим библейским предписаниям. Все остальное – от лукавого. Они, 
например, не признают громоотвода: молния – орудие Божьего гнева.   Амишские
 семьи беспримерно прочны. Разводов у них нет, детей заводят много и 
живут мирно. На похоронах одного престарелого амиша присутствовали все 
его прямые потомки – 14 детей, 105 внуков и 150 правнуков.   У 
каждого народа есть свои, очень древние, представления о золотом веке, о
 безгрешной, простой, трудовой жизни на земле. Амиши подошли к этому 
идеалу, может быть, ближе других, но то, что одним кажется раем, другие 
считают тупиком. Амишская жизнь ходит по кругу – от поколения к 
поколению, из века в век. Создав идеальную для себя социальную 
структуру, они никогда не меняют в ней ни одной детали. От рождения до 
смерти жизнь здесь определяет традиция. На первый взгляд, тут нет 
свободы, жизнь лишена выбора, драмы, полноты и глубины вольного 
существования. Но так кажется только посторонним. Каждый амиш в возрасте
 15-20 лет, прежде чем принять крещение и стать членом общины, 
отправляется во внешний мир. Там он волен делать что хочет. (Такой 
ритуал называется на амишском диалекте "румшпринг"). Лишь после 
испытания он или она решают, вернуться ли им в амишский круг, чтобы 
больше уже никогда не покидать его.   Чтобы понять, почему амишам 
многие завидуют, я закончу рассказ о них старым советским анекдотом, уже
 малопонятным нынешней молодежи.   Два профессора принимают экзамен. Абитуриента спрашивают: – Что Ленин писал о "рабкрине"? – Какой Ленин? – удивляется юноша. – Откуда вы такой? – спрашивает пораженный профессор. – Из Урюпинска. И тогда один преподаватель говорит другому: – Как вы думаете, коллега, не перебраться ли нам в Урюпинск?
 
 
 Александр Генис  
  Источник: http://www.svoboda.org |