|  За время обучения в младшей школе у детей стремительно опускается оценка своей личности. Если в первом классе высокая самооценка у 43,7% детей, то к 4ому количество уверенных в себе падает до 24,2%. 
 Количество учеников с заниженной самооценкой, наоборот, возрастает с 30,2 до 36,6%. Что происходит?
 — Что, совсем тупой?! Ты что сотворил?!— Я хотел...
 — Чего ты хотел?! Тебе русским языком сказали: сначала пишешь фамилию, а потом имя. А ты? Почему у тебя все наоборот?!
 — Я думал...
 — Чтобы думать, мозги нужны. А у тебя мозгов нет, раз сначала имя пишешь, а потом фамилию. Садись. Двойка! Дай сюда дневник!
 — Я его забыл...
 — Что-о-о-о?!! А голову ты дома не забыл?!.
   Этот диалог между учителем и учеником мог случиться в любом российском регионе, в любой школе. Наверное, каждый второй может вспомнить свою школьную историю, когда ему объясняли про "голову забыл". Но наши случаи — это все-таки частности, они не так убедительны.   Мне тут рассказали о результатах масштабного исследования, проведенного среди младших школьников. Обычно в таких проектах задействуют сто, двести, в очень редких случаях тысячу респондентов. А тут — десятки тысяч опрошенных. Более того, сравнивались ответы одних и тех же детей в первом классе и в четвертом. В общем, очень крутое исследование, ему можно доверять. Пока не все данные обработаны и опубликованы. Но уже можно сделать один очень важный вывод. За время обучения в младшей школе у детей стремительно опускается оценка своей личности. Если в первом классе высокая самооценка у 43,7% детей, то к четвертому количество уверенных в себе падает до 24,2%. Количество учеников с заниженной самооценкой, наоборот, возрастает с 30,2 до 36,6%. Грубо говоря, за четыре класса младшей школы ребенку успевают внушить, что он полное ничтожество. И эти цифры — куда более серьезный повод для паники, чем ЕГЭ и прочие реформы.   Главный инструмент в снижении самооценки — отметки. Забыл тетрадку — двойка. Вместо "2 + 3" написал "3 + 2" — двойка. Поглядел в окно на воробьев — двойка. Не услышал учителя — двойка. Залез на поля страницы — двойка. Для учителя это просто цифра "2".   Для ребенка диагноз: он плохой, он недостойный, из-за него бабушка болеет, а папа с мамой подали на развод. К отметкам добавляются окрики про "тупость" и "что из тебя получится". Они окончательно утверждают ребенка в мысли о его никчемности. В итоге мы получаем комплекс неполноценности в национальном масштабе.   Можно, конечно, сказать: мол, так и надо, все правильно — родители детей балуют, внушают им всякие глупости о том, что они умные и замечательные, а школа возвращает в суровую реальность. Это было бы правдой, если бы мы жили действительно в таком ужасном мире. К счастью, взрослый мир не так жестко устроен, как школьный.   Школа плодит огромную армию людей с заниженной самооценкой. Из нее вытекает львиная доля наших проблем: пьянство, неготовность проявлять инициативу, агрессия, равнодушие. Даже мания величия часто вытекает из комплекса неполноценности. Если человек кричит: "Я здесь самый крутой, а кто с этим не согласен, сейчас получит в морду!", значит, самооценка у него сильно занижена, ибо тот, у кого она высокая, вряд ли будет об этом кричать.   Не исключаю, что и национализм во всех видах — от битья узбеков на улицах до борьбы с американским влиянием в Госдуме — это тоже плод заниженной самооценки. Человеку, который не уверен в том, что он хороший и его любят, важно доказать свою принадлежность к какой-то особо выдающейся расе или стране. Уверенные в себе люди могут комфортно жить, даже признавая, что их государство или нация частенько бывали неправы.   Я тут дошел до глобальной политики. Наверное, сейчас нужно упомянуть Путина или на крайней случай министра образования и науки — критика государства принесет, конечно, лишнюю сотню лайков и слегка повысит мою самооценку, но начинать надо не с нее. А с... ну, например, с себя.   Мы все соучастники этого преступления. Сколько раз, встречая сына или дочь на пороге, говорим не человеческое: "Привет! Как я рад тебя видеть!", а чудовищное: "Ну, какие оценки в школе? Надеюсь, двоек нет?"   Каждый из нас регулярно снижает самооценку своих детей, своих коллег, своих друзей, своих родителей. Я не исключение. И мне стыдно.Встать на путь исправления не так-то просто.
 Мы хронически не умеем хвалить. У нас есть дежурное "молодец!", и на этом наши лингвистические запасы иссякают. Зато ругать мы умеем ярко, сочно и разнообразно. Мы профессиональные специалисты по производству комплексов неполноценности...   После этих строк я решил хоть чуть-чуть исправиться. И выписал себе набор похвал для окружающих: "У тебя получилась отличная статья! Думаю, она порадует многих читателей"."Спасибо, что помыл посуду. Ты не представляешь, какой это кайф — ужинать в чистой кухне".
 "Ты так классно сделал это! Лично у меня вряд ли бы так получилось".
 "Я так рад, что ты купил мне шоколадку. Теперь мне жить и работать будет гораздо веселей".
 "Все-таки очень здорово, что я работаю вместе с вами".
   Ух... Эти пять предложений дались мне тяжелее, чем весь остальной текст. Все-таки плодить заниженную самооценку куда легче, чем с ней бороться. Г. Тарасевич 
 Источник: http://www.kramola.info
 |