|  — Илья, помните, в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы» была 
такая фраза: «Она такой хороший педагог! Ее любят учителя, ее любят 
родители и ДАЖЕ ДЕТИ!» Вас любят Ваши дети и ученики. Что такое, в Вашем
 понимании, система добра и зла в воспитании детей?
 — Системой 
добра и зла в воспитании детей я считаю ту систему, которая «установлена
 в компьютеры» родителей. Примечательна эта система тем, что насильно ее
 не обновишь, не говоря уже о перезагрузке. Только сами родители могут 
изменить в себе эту систему; правда, для этого им нужно захотеть стать 
чуть-чуть «программистами». На мой взгляд, дети воспитываются не 
словами, а самой сутью родителей. То есть отец, наказывающий сына ремнём
 и приговаривающий: «Не смей поднимать руку на тех, кто меньше и слабее 
тебя!» учит ребёнка быть трусом, срывать злобу на слабых и маленьких, и 
учит вдобавок лицемерию – говорить одно, а делать прямо противоположное.
 Личный пример, родительская суть – на первом месте. Книги, слова – всё 
это третьестепенно.
 
— В Германии, в школах с преподаванием по системе «Вальдорфшуле», 
детям не ставят оценки. Как Вы считаете, нужны ли оценки в школе? 
 —
 На мой взгляд, оценки в школе – это показатель отношения преподавателя к
 ученику. Больше ничего, если говорить кратко. Оценки – цифры. Что, 
по-другому ребёнку нельзя дать понять, насколько хорошо он справился с 
заданием? Цифры – это для вычислительных машин, для роботов на 
конвейере. А к детям нужен особый подход, причём – к каждому, потому что
 без индивидуального подхода нельзя. Это все равно, что воду заставлять 
под прямым углом поворачивать. В природе такого нет, и нам не следует 
ставить себя выше природы, рано или поздно это выйдет боком и мы даже не
 представляем, каким.
 
— Какими методами можно развивать индивидуальность у детей?
 — 
Любить, прежде всего. Но любить нужно умело, то есть, с пользой, а не 
вредя. Вот мама укутала малыша в десять одёжек, на колготки носочки, на 
носочки тапочки, на тапочках помпончики; три шапочки, памперс, и везет 
на коляске пристегнутого гулять, как инвалида. Но все будут умиляться и 
говорить: «Как она любит своего мальчика, смотрите, сколько всего 
накупила!» А то, что этому мальчику не пошевельнуться, потому что и так 
жарко – это никого, как правило, не волнует. И памперсы не на пользу, 
потому что, во-первых, когда малыш описался, ему не должно быть «сухо и 
комфортно», а во-вторых, яички у мальчиков должны находиться в прохладе,
 а не в парнике. И зачем ездить в коляске, если нет диагноза «паралич»? 
Просто так мамам удобно. А когда я приносил почти раздетого малыша 
поползать по травке, некоторые прохожие меня называли фашистом и думали,
 что я ребенка своего не люблю. То, что мальчик улыбался и много 
двигался, для них было не важно. Есть у Януша Корчака книга, она так и 
называется: «Как любить ребенка». Правда, там нет ответа; но зато 
вопросов много замечательных. А главное же – вопросы; ответы самому 
лучше искать. Вот в этом, наверное, и заключается любовь к ребенку – в 
поиске этих самых ответов на вечные и сиюминутные вопросы… Первые уроки 
осмысленной любви к детям я получил дома, от мамы с папой. Потом 
познакомился с Борисом Павловичем и Леной Алексеевной Никитиными – они 
вырастили семерых детей, об их семье раньше много писали в газетах. 
Почитайте, пожалуйста, их книги, они тоже учились у Януша Корчака, а 
потом и сами сделали много удивительных открытий. Если любишь – 
обязательно будут открытия, так в любой любви и в любом деле. Борис 
Павлович Никитин на своём личном примере показывал: индивидуальность у 
детей можно развивать только уделяя каждому из них сосредоточенное 
внимание. При этом должно соблюдаться одно условие: безмерное уважение к
 малышу как к самостоятельной личности.
 
— Есть в психологии такой термин «эмпатия». Если детям лет в 5-6 
задать вопрос: «Хорошо ли бить кого-то?», то все скажут, что конечно же 
плохо. А вот на вопрос, «Почему плохо?» некоторые дети отвечают: «Так 
мама сказала», а некоторые: «Ему же будет больно!». Есть какие-то 
правила, нормы в обществе, которые все соблюдают. Но уже очень рано 
начинают соблюдать их по разным причинам. Как Вы думаете, почему? Как Вы
 относитесь к таким правилам? Нужно ли принимать их на веру или ставить 
под сомнение?
 — Хорошо, на мой взгляд, когда такие правила 
формируются у человека в сердце, а не в одном лишь уме. А принимать все 
на веру или ставить под сомнение – смотря кого Вы хотите вырастить. 
Хотите, чтобы вырос покорный болван, не знающий, что такое 
ответственность, а значит и совесть – учите принимать все на веру, то 
есть принимайте всё на веру сами. Хотите вырастить мыслящего человека, 
творца – помогите научиться во всём сомневаться, во всём-во всём. Даже в
 Вас. Сомневаться и думать, размышлять.
 
— В Мошенке, на одной из стен школы, Вы сделали с ребятами надпись из
 веточек: «Жизнь прекрасна». Мне это напомнило одноименный фильм Роберто
 Бениньи, где отец спасает своего сына от кошмарной реальности 
концентрационного лагеря, превращая заключение в нем в игру. Это 
совпадение девизов – случайность?
 — Надпись «Жизнь прекрасна» на 
стене школы – разумеется, не случайность. Это же еще такие веточки нужно
 было отыскать в лесу, мы их долго собирали, радовались каждой букве, 
многие отбраковывали. 
 
 
 
«Жизнь прекрасна» — это то самое главное, о чем большинство людей 
забывает. Вот и приходится писать на стенах само собой разумеющееся. И 
этим тоже она прекрасна, жизнь наша. Роберто Бениньи, я думаю, снял 
фильм с таким названием по той же причине. Чтобы помнили люди о том, что
 главное. Ведь главное – дети, а не власть над людьми и территорией. 
Тот, кто этого не понимает, разве не тупица? Роберто Бениньи – 
величайший гений. Вот кому надо нобелевскую премию Мира вручить. Может, 
уже вручили, я не знаю. Посмотрите еще его фильм «Тигр и снег». Вот 
такие бывают мужья и вот такие родители. Редко, но встречаются.
 
— Свобода внутренняя и внешняя. Что значат эти два понятия для Вас?
 —
 Свобода – она одна, по-моему, если смотреть в корень. «Внешняя свобода»
 — это уже какое-то ограничение. И что такое внешняя свобода без 
внутренней? Имитация свободы? Притворство? Внешнее – отображение 
внутреннего. Если человек свободен – это видно тем, кто умеет смотреть.
 
— От понятия свободы -  к понятию правосудия в России. В России есть 
суды и есть «Русь сидящая». Я думаю, что Вам есть, что сказать по этому 
поводу.
 — Правосудие в России – это мечта. Русь сидящая – это 
реальность. Причём, одни сидят по одну сторону забора с колючей 
проволокой, другие – по другую, не желая подняться и помочь той горстке,
 что стремится к мечте. Сидя, конечно, можно только яйца высидеть. Или 
отсидеть, извините. Надо действовать. У нас вообще принято сидеть по 
любому поводу. На работе – «отсидеть», в кафе – «посидеть», с ребенком –
 «сидеть». Не замечали? Как можно усидеть с ребёнком? Ходить с ним надо,
 бегать, прыгать, играть, реки преодолевать, на горы взбираться! Тогда 
Русь будет не «сидящая», а «вперед смотрящая» хотя бы, для начала… А еще
 есть такое общественное движение, тоже называется «Русь сидящая», его 
создала Ольга Романова, известный правозащитник. В это движение входят 
люди, помогающие заключённым быстрее оказаться на свободе. Нам, нашей 
семье, «Русь сидящая» уже очень много помогла и продолжает это делать на
 всех уровнях. Это очень сильное движение, но им тоже нужна помощь, ведь
 заключённых у нас тьма-тьмущая…
 
— Когда в нашей жизни происходят какие-то события, нам кажется, что 
именно они формируют нашу судьбу. Так ли это? Дается ли нам что-то свыше
 или мы сами хозяева своей судьбы?
 — Судьба – это то, что дано. А
 «дано» бывает только в задачах. Решение этих задач – и есть наш выбор. 
Ничего и никого не выбирать – тоже выбор. Но такой судьбе можно только 
посочувствовать.
 
— 24 сентября этого года на заседании Осташковского городского суда 
по рассмотрению ходатайства прокурора А.Тихомирова о восстановлении 
пропущенного процессуального срока обжалования приговора, Вы уже сделали
 свой выбор! Вы возразили против удовлетворения ходатайства. Вы заявили,
 что не желаете пользоваться «исключительной ситуацией» только для себя и
 настаиваете на изменении всей сложившейся судебной системы. Для этого 
поступка я не могу подобрать определение без патетики. Героизм… Подвиг…
 —
 Моя речь на рассмотрении ходатайства прокурора Тихомирова о 
восстановлении ему в виде исключения из всех законов и правил срока 
подачи представления на приговор – обыкновенное проявление порядочности.
 
 
 
 
Если я поддержу нарушение закона в свою пользу, то это значит, что я 
согласен с тем, что суд нарушает закон. А это будет подло, потому что 
из-за этого-то у нас в стране и копится большинство проблем – из-за 
того, что суд, как ему велят сверху, закон нарушает. Честный, 
независимый суд представляет достойное государство. А у нас сейчас, 
по-хорошему, не подсудимый к судье, а судья к подсудимому должен 
обращаться: «Ваша честь». И вставать, когда входит или стоит подсудимый.
 В большинстве своём судьи у нас сейчас — полнейшие ничтожества. Только 
ничтожество  не способно признать за собой ошибку. Смотрели фильм 
Александра Митты «Сказка странствий»? Вот такие у нас судьи, как там 
показано. Так что они вообще всё время должны стоять. Ну, пока мы их не 
посадим. Посмотрите этот фильм, пожалуйста. Он о самом главном. И музыка
 Альфреда Шнитке в нём изумительная.
 
— Во что Вы верили в детстве?
 — В детстве я верил в то же, во 
что и сейчас. Что любовь волшебна, мир бесконечен, а настоящий мужчина 
отважен и находчив, умеет любить и дружить, а больше всего на свете 
дорожит своей честью. Еще я верил, что самое главное – это детство и 
творчество. Ну, и вдохновляли меня, конечно, принцессы. А также всё, что
 происходило вокруг, потому что сплошные чудеса творились. И продолжают 
твориться. 
 Ольга БАРИНОВА
 
 Источник: http://zekov.net
 |